“Я сделаю тебя успешным мусульманином”: онлайн- коучинг в России и формирование нового исламского благочестия
Аннотация
В этой статье я рассматриваю мусульманский онлайн-коучинг в России, пытаясь определить, как конструируются новые неолиберальные субъекты. Рассматривая кейс проекта «Триллионер» имама московской Мемориальной мечети Шамиля Аляутдинова, я выявляю специфические языковые стратегии, используемые для конструирования образа «успешного/гармоничного» мусульманина. Этот образ служит центральным мотивом в дискурсе мусульманского коучинга. Хотя проект в первую очередь направлен на финансовое благополучие, он представляет собой комплексную этическую программу, где финансовая стабильность рассматривается как естественное следствие благочестивого поведения. Онлайн-коучинг, основанный на протестантском активистском этосе, оказывается новым способом вовлечения мусульманского субъекта – «новых» модернизированных мусульман, а также имама-коуча как нового типа религиозного авторитета, – который сочетает неолиберальные ценности предпринимательства и самопомощи с исламской добродетелью. Я обсуждаю несколько факторов, которые делают этот проект весьма востребованным среди современных мусульман, исходя из аргумента культурного потребления и удобства светского перевода ислама в рамках глобальной неолиберальной повестки дня.
Ключевые слова
Об авторе
С. А. РагозинаРоссия
Софья Андреевна Рагозина, научный сотрудник
Список литературы
1. Alatas, S.F. (2007). Contemporary Muslim Revival: The Case of “Protestant Islam”. The Muslim World 97: 508–520. https://doi.org/10.1111/j.1478-1913.2007.00192.x.
2. An-Na’im, A.A. (1990). Toward an Islamic Reformation: Civil Liberties, Human Rights, and International Law. Syracuse University Press.
3. Asad, T. (2018). Secular Translations: Nation-State, Modern Self, and Calculative Reason, New York: Columbia University Press.
4. Aslan, R. (2005). No God but God. The origins, Evolution, and Future of Islam, Random House.
5. Atia, M. (2013). Building a House in Heaven: Pious Neoliberalism and Islamic Charity in Egypt, University of Minnesota Press.
6. Ayaan, H.A. (2016). Heretic: Why Islam Needs a Reformation Now, Harper Paperbacks.
7. Bangstad, S. (2009). Contesting Secularism/s: Secularism and Islam in the Work of Talal Asad. Anthropological Theory 9 (2): 188–208.
8. Benussi, M. (2021). Emancipating ethics: an autonomist reading of Islamic forms of life in Russia, Journal of the Royal Anthropological Institute N.S.28: 30–51.
9. Berger, P. (2013). Pluralism, Protestantization, and the Voluntary Principle, London and New York: Routledge.
10. Carrette, J. and R. King. (2005). Selling Spirituality The Silent Takeover of Religion, London and New York: Routledge.
11. Instagram (2020, December 9). Immunitet [Иммунитет]. https://www.instagram.com/p/CIkiFSNpRF0/.
12. Instagram (2020, June 20). Islam I bogatstvo [Ислам и богатство]. Trillioner.life. https://www.instagram.com/p/CB3Y2DcCYXC/.
13. Instagram (2020, October 22). A kak deystvuyete vy? [А как действуете вы?]. https://www.instagram.com/p/CGpn0PfJG4O/.
14. Instagram (2021). Kak my delaem dua? [Как мы делаем дуа?]. https://www.instagram.com/tv/CQqTwJsq-XX/.
15. Instagram (2021, April 25). Salam-popolam [Салам-пополам]. https://www.instagram.com/p/COE4B5PJX3l/.
16. Instagram (2021, April 27). Polovaya neopredelennost [Половая неопределенность]. https://www.instagram.com/p/COKl8aSiyvT/.
17. Instagram (2021, December 5). Proshloe. Nastoyaschchee. Budushchee. [Прошлое. Настоящее. Будущее]. https://www.instagram.com/reel/CXHAd66htgV/.
18. Instagram (2021, December 6). Meyrzhanu vremenami ne ochen-to vezet [Мейржану временами не очень-то везет]. https://www.instagram.com/reel/CXL5T_DDiYU/.
19. Instagram (2021, July 4). Obuchayu c 1994 goda [Обучаю с 1994 года]. Trillioner.life. https://www.instagram.com/p/CQ5O90hJfYj/.
20. Instagram (2021, June 7). A kakov vash vnutrennio dialog? [А каков ваш внутренний диалог?]. Trillioner.life. https://www.instagram.com/p/CPzLbXbJT4P/.
21. Instagram (2021, October 17). O chem eto [О чем это]. https://www.instagram.com/p/CVHQlikIo0k/.
22. Instagram (2022, April 24). Pochemu tak dorogo? [Почему так дорого?]. https://www.instagram.com/reel/Ccuhy0bDb0Y/.
23. Jung, D., Sinclair, K. (eds.) (2020). Muslim Subjectivities in Global Modernity. Islamic Traditions and the Construction of Modern Muslim Identities, Brill.
24. Katz-Gerro, T. (2004) Cultural Consumption Research: Review of Methodology, Theory, and Consequence. International Review of Sociology 14(1): 11–29.
25. Konsultatsiya imam za dengi? [Консультация имама за деньги?]. https://trillioner.life/consultations.
26. Loimeier, R. (2005). Is There Something like “Protestant Islam”? Die Welt des Islams, New Series 45(2): 216–254.
27. Marei, G.F. (2016). Preaching Development: Shi’i Piety and Neoliberalism in Beirut. In S. Dreher, P.J. Smith (eds) Religious Activism in the Global Economy: Promoting, Reforming, or Resisting Neoliberal Globalization?, pp. 167-187. Rowman & Littlefield Publishers.
28. Murphy, J.L. (2011). On Olivier Roy’s ‘Holy Ignorance: When Religion And Culture Part Ways’. Popmatters, 11 March, https://www.popmatters.com/olivier-roy-holy-ignorance.
29. Niculescu, M. (2020). Protestantization of Religion. The SAGE Encyclopedia of the Sociology of Religion. (Vols. 1–2). SAGE Publications, Inc.
30. Pandya, S. (2009). Religious Change Among Yemeni Women: The New Popularity of ‘Amr Khaled. Journal of Middle East Women’s Studies 5(1): 50–79.
31. Rabinovich, T. (2018). Laboring on the Margins: Muslim Women, Precarity, and Potentiality in Russia, A Dissertation For the Degree of Doctor of Philosophy, The University of Arizona.
32. Rudnyckyj, D. (2010). Spiritual Economies. Islam, Globalization, and the Afterlife of Development, Cornell University Press.
33. Trillioner [Триллионер]. https://trillioner.life/.
34. Turner, B. (1974). Weber and Islam: A Critical Study, London and Boston: Routledge and Kegan Paul.
35. Turner, B.S. (2016). Ritual, belief and habituation. European Journal of Social Theory, 20(1): 132–145. doi:10.1177/1368431016645355.
36. Whitney, L. (2022). Way-Making: Portability and Practice amid Protestantization in American Confucianism. Religions 13(4): 291; https://doi.org/10.3390/rel13040291.
37. Wise, L. (2003). ‘Words from the Heart’: New Forms of Islamic Preaching in Egypt, M.Phil Thesis In Modern Middle Eastern Studies, Oxford University.
Рецензия
Для цитирования:
Рагозина С.А. “Я сделаю тебя успешным мусульманином”: онлайн- коучинг в России и формирование нового исламского благочестия. Islamology. 2024;13(1):39-53.
For citation:
Ragozina S.А. “I will make you a successful muslim”: the role of online coaching in shaping neoliberal subjects in Russia. Islamology. 2024;13(1):39-53.