«Я надеваю рубище, чтобы стать суфием»: движение маламатиййа и конструирование суфийской истории в сочинениях X–XIII вв.
https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.01
Аннотация
В X–XIII вв. в процессе текстуализации суфийского учения решается важнейшая задача легитимации суфизма и помещения его в рамки «правоверного» ислама. Именно поэтому авторы этого периода стремятся представить суфизм как авторитетную «науку», использующую методы и приемы других мусульманских наук. Другой важной стороной процесса легитимации суфийского движения становится создание его благочестивой истории, возводящей корни этого учения к временам пророка Мухаммада. В биографических и агиографических сочинениях этого периода впервые конструируется история суфийского движения, в которую ретроспективно включаются приверженцы аскетических практик первых веков ислама, а также представители локальных мистико-аскетических движений, с которыми суфизм столкнулся при распространении своего влияния за пределы Багдада. Одним из таких движений стали представители учения «порицающих» (malāmatiyya), которое первоначально являлось одним из региональных конкурентов суфизма, однако, как мы видим из сочинений X–XIII вв., его представители, идеи и практики активно инкорпорировались в «суфийскую науку» и становились частью конструируемой суфиями истории мусульманского благочестия.
Список литературы
1. Arberry, A.J. (1938). Kਏargūshī’s Manual of sūfism. Bulletin of the School of Oriental Studies, University of London, vol. 9, no. 2. Cambridge University Press. Pp. 345–349. URL: www.jstor.org/stable/608342
2. Chabbi, J. (1977). Remarques sur le développement historique des mouvements ascétiques et mystiques au Khurasan: IIIe/IXe siècle — IVe/Xe siècle. Studia Islamica, No. 46 (1977). Leiden: Brill.
3. Honerkamp, K. (2006). A Sufi Itinerary of Tenth Century Nishapur Based on a Treatise by Abu ‘Abd al-Rahman al-Sulami. Journal of Islamic Studies. 17 (1). Oxford: Oxford University Press. Pp. 43–67. DOI: 10.1093/jis/eti176
4. Hujvirī, ‘Alī ibn ‘U৮man (1393). Kašf al-mahjūb. Muqaddima, tashih va ta‘liqāt-i ‘Ābidī, M. Tihrān: Surūš.
5. Karamustafa, A.T. (2007). Sufism: The Formative Period. Edinburgh: Edinburgh University Press.
6. Losensky, P. (2006). Words and Deeds: Message and Structure in ‘A৬৬ar’s Tadhkirat alawliyāʼ. In L. Lewisohn & C. Schakle (Eds.), ‘Aܒܒār and the Persian Sufi Tradition: the art of spiritual flight. London: I.B. Tauris. Pp. 75–92.
7. Meier, F. (1999). Khurasan and the End of Classical Sufism. In Essays on Islamic Piety and Mysticism. J. O’Kane trans. Leiden: Brill. Pp. 189–219.
8. Melchert, C. (2001). Sufis and Competing Movements in Nishapur. Iran, Vol. 39. London: Taylor&Francis. Pp. 237–247. DOI: 10.1080/05786967.2001.11834392
9. Melchert, C. (2010). Khargūshī, Tahdhīb Al-Asrār. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, vol. 73, no. 1. Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 29–44. DOI: 10.1017/S0041977X09990334
10. Orfali, B., Saab, N. (2012). Sufism, Black and White. A Critical Edition of Kitāb al-Bayāڲ wal-Sawād by Abū l-ۉasan al-Sīrjānī (d. ca.470/1077). Leiden: Brill.
11. Pūrjavādī, N. (1377). Mabna‘-yi kuhan dar bāb-i malāmatiyān-i Nīšābūr. Ma‘ārif № 43–44.
12. Tihrān: Markaz-i Našr-i Dānišgāhī al-Qušayrī ,‘Abd al-Karīm (1409). Ar-Risāla al-qushayriyya fī ‘ilm al-tasawwuf. Taতqīq Maতmūd Šarīf, ‘Abdallāh Maতmūd. Qāhira: Dār aš-Ša‘b.
13. as-Sulamī, Abū ‘Abd al-Rahman (1422). Kitāb al-futuwwa. Taতqīq Sāmarī, I., Qadaতāt, M. ‘Ammān: Dār ar-Rāzī.
14. as-Sulamī, Abū ‘Abd al-Rahman (2015). Risāla al-malāmatiyya. In ‘Afīfī, A. Al-malāmatiiya wa as-sufiyya wa ahl al-futuwwa. Bayrūt-Baġdād: Manšūrāt al-Jamal.
15. as-Sulamī, Abū‘Abd ar-Rahman (1424). ܑabaqāt as-sufiyya wa ڴikr an-niswat al-muta‘biddāt as-sufiyyat. Taতqīq Mustafa ‘Abd al-Qādir ‘A৬ā. Bayrūt: Dār al-kutūb al-‘ilmiyya.
16. Sviri, S. (1999). Hakim Tirmidhi and the Malamati Movement in Early Sufism. In L. Lewisohn. (Ed.) The Heritage of Sufism. Classical Persian Sufism from its Origins to Rūmi. Oxford: Oneworld.
17. at-Timiqi Muতammad (1992). ܓalaܔat musannafat li-l-ۊakīm Tirmiڴī. Bi-Ihtimām-i B. Radtke. Bayrūt.
18. Tor, D.G. (2016). Violent Order: Religious Warfare, Chivalry, and the ‘Ayyār Phenomenon in the Medieval Islamic World. Würzburg
19. al-Xargūšī, Abū Sa‘d (1999). Tahڴīb al-Asrār. Taতqīq Bassām Muতammad Bārūd. Abū Żabi: Al-Majma‘ a৮-৮aqāfī.
20. Zakeri, M. (2008). Javānmardi. Encyclopaedia Iranica. Originally Published: December 15, 2008. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/javanmardi
21. Zarrīnkūb A. (1387). Arziš-i mīrāܔ-i ৢūfiyya. Tihrān: Amīr Kabīr.
22. Бартольд, В.В. (1963). Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Собрание сочинений в IX т. Т. 1. М.: Издательство восточной литературы.
23. Кныш, А.Д. (2004). Мусульманский мистицизм. М.-СПб. Диля.
Рецензия
Для цитирования:
Алонцев М. «Я надеваю рубище, чтобы стать суфием»: движение маламатиййа и конструирование суфийской истории в сочинениях X–XIII вв. Islamology. 2020;10(1):9-28. https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.01
For citation:
Alontsev M. “I Put on my Khirqah to Become a Sufi”: The Malāmatiyya Movement and the Construction of Sufi History in the Writings of the 10th–13th Centuries. Islamology. 2020;10(1):9-28. (In Russ.) https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.01