Воображая раскрепощение мусульманок советского Туркестана
https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.05
Аннотация
Раскрепощение мусульманок и гендерная политика большевиков в отражении агитационных плакатов позволяют под иным углом взглянуть на мягкие социокультурные реформы в советском Туркестане. Визуальная агитация являлась средством культурного трансфера европеизированных и светских норм в патриархальное общественное и семейное пространство, а также инструментом перекодирования мировоззрения коренных народов региона. Статья посвящена визуальной агитации, анализируются принципы функционирования плакатов о раскрепощении мусульманок в культурно-сложном обществе. Агитационные плакаты рассматриваются как инструмент модернизации жизненного пространства горожанок, кочевниц и селянок. Отчасти затрагиваются потенциальные пределы восприятия образов женщин коренных народностей региона, для чего привлекаются теоретические работы советских искусствоведов. Производится попытка проанализировать визуальную агитацию в культурно-психологическом контексте, а также с точки зрения художественных особенностей изображений. Визуальная агитация изучается как важный компонент эмансипации, которая в первой половине 1920-х занимала ведущую роль в продвижении ценностей советских феминисток. Агитационные плакаты подталкивали женщин к разрыву с религиозной идентификацией и прививали европеизированные нормы жизни в светском обществе, которое строила советская власть, опираясь на феминистический дискурс.
Об авторе
Д. МелентьевРоссия
Даниил Мелентьев, аспирант
Школа исторических наук
Москва
Список литературы
1. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 9. Л. 7–8.
2. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 9. Л. 22.
3. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 39. Л. 20–22.
4. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 66. Л. 1.
5. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 136. Л. 96.
6. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 222. Л. 9.
7. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 441. Л. 55.
8. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 441. Л. 64.
9. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 441. Л. 119–120.
10. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 441. Л. 154.
11. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 441. Л. 168–174.
12. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 441. Л. 185–187.
13. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 441. Л. 198–199.
14. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 443. Л. 15–22.
15. РГАСПИ. Ф. 61. Оп. 1. Д. 54. Л. 1–18.
16. РГАСПИ. Ф. 61. Оп. 1. Д. 61. Л. 39.
17. РГАСПИ. Ф. 61. О. 1. Д. 61. Л. 45–52.
18. РГАСПИ. Ф. 62. Оп. 2. Д. 156. Л. 1–10.
19. РГАСПИ. Ф. 62. Оп. 2. Д. 419. Л. 84–95.
20. РГАСПИ. Ф. 544. Оп. 4. Д. 32. Л. 109.
21. Беньямин, В. (1996). Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум.
22. Богачев, А. (1926). Плакат. Л.: Благо.
23. Бочкарева, Е., Любимова, С. (1967). Светлый путь. Коммунистическая партия Советского Союза — борец за свободу, равноправие и счастье женщины. М.: Политиздат.
24. Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917–1936 гг.) : сб. документов и материалов (1971) ред. З.А. Астапович и др.; состав. Ю.П. Дзагурова и др. М.: Мысль. Весь Ташкент на 1925 год. Адресная и справочная книга. Ч. 1. Статьи и обзоры (1925) / ред. А.Р. Бродского. Ташкент: Комитет таш. биржи труда.
25. Кениг, Т. (1925). Реклама и плакат как орудие пропаганды. Л.: Время.
26. Любимова, С.Т. (1925). Сдвиги: о раскрепощении женщин Туркестана. Ташкент: Узгосиздат.
27. Любимова, С.Т. (1925). Теория и практика работы партии среди женщин. Ташкент: Туркпечать.
28. Любимова, С.Т. (1925). Коммунист! Если ты не хочешь, чтобы народ вымирал, если ты действительно заботишься о развитии народного хозяйства и культуры, если ты не бай, не мулла и не поддерживаешь мулл и баев — ты должен работать по раскрепощению женщин. Ташкент: Женотдел Средазбюро.
29. Любимова, С.Т. (1926). Как живут и работают женщины Средней Азии. М.: Госиздат.
30. Любимова, С.Т. (1926). Дневник женотделки. Ташкент: Средазкнига.
31. Любимова, С.Т. (1926). За новый быт. Ташкент: Средазкнига.
32. Любимова, С.Т. (1928). Работа партии среди тружениц Востока. М.: Госиздат.
33. Любимова, С.Т. (1932). Октябрь и работница. М.: Мособлпартиздат.
34. Любимова, С.Т. (1958). В первые годы: О работе Коммунистической партии по раскрепощению женщин Советского Востока. М.: Политиздат.
35. Любимова, С.Т. (1959). Наш труд не пропал даром. В.: Женщины в революции. М.: Госполитиздат. С. 337–344.
36. Любимова, С.Т. (1967). Октябрьская революция и положение женщины в СССР. М.: Знание.
37. Отмар-Штейн, Л.А. (1959) В Старой Бухаре. В.: Женщины в революции. М.: Госполитиздат. С. 345–349.
38. Плакат Советского Востока, 1918–1940. (2013) сост. М. Филатова, В. Бобровников, ред.
39. С. Архангелов, И. Алексеев. М.: Изд. дом Марджани.
40. Полонский, В. (1925). Русский революционный плакат. М.: Госиздат.
41. Суздальцев, А. (1919). Туркестан и сопредельные страны (Бухара, Кашгар, Афганистан, Персия и Хива). Самара: Изд. Политотдела туркфронта.
42. Хамза Хаким-заде Ниязи. (1954). Избранное. Ташкент: Госиздат УзССР.
43. Хамза Хаким-заде Ниязи. (1979). Тайны паранджи. Ташкент: Изд. литературы и искусства им. Гафура Гуляма.
44. Alimova, D.A. (1998). A Historian’s Vision of «Khudjum». Central Asian Survey, № 17:1, 147–155.
45. Alun, T. (2018). Nomads and Soviet Rule. Central Asia under Lenin and Stalin. London: I.B. Tauris & Co.
46. Arbuthnot, M. (2019). The People and the Poster: Theorizing the Soviet Viewer, 1920–1931. Slavic Review, 78, No. 3, 717–737.
47. Bobrovnikov, V. (2017). Islamic Discourse of Visual Propaganda in the Interwar Soviet Orient (1918–1940). Islamology, Т. 7, № 2, 53–73.
48. Corcoran-Nantes, Y. (2005). Lost Voices: Central Asian Women Confronting Transition. London: Zed Books.
49. Drieu, C. (2010). Cinema, Local Power and the Central State: Agencies in Early Anti-Religious Propaganda in Uzbekistan. Die Welt des Islams, No. 50, 532–558.
50. Edgar, A. (2006). Bolshevism, Patriarchy, and the Nation: The Soviet «Emancipation» of Muslim Women in Pan-Islamic Perspective. Slavic Review, Vol. 65, No. 2, 252–272.
51. Garipova, R. (2017). Muslim Female Religious Authority in Russia: How Mukhlisa Bubi Became the First Female Qādī in the Modern Muslim World. Die Welt des Islams, No. 57, 135–161.
52. Gradskova, Y. (2019). Soviet Politics of Emancipation of Ethnic Minority Woman: Natsionalka. Cham: Springer.
53. Kandiyoti, D. (2007). The Politics of Gender and the Soviet Paradox: Neither Colonized, nor Modern? Central Asian Survey, № 26:4, 601–623.
54. Kamp, M. (2002). Pilgrimage and Performance: Uzbek Women and the Imagining of Uzbekistan in the 1920<sup>s</sup>. International Journal of Middle East Studies, Vol. 34, No. 2, 263–278.
55. Kamp, M. (2006). The New Woman in Uzbekistan. Islam, Modernity, and Unveiling under Communism. London: University of Washington Press.
56. Kamp, M. (2014). Women-initiated Unveiling: State-led Campaigns in Uzbekistan and Azerbaijan. In: Stephanie Cronin (ed.), Anti-Veiling Campaigns in the Muslim World. Gender, Modernism and the Politics of Dress (pp. 205–228). New York: Routledge.
57. Khalid, A. (2015). Making Uzbekistan. Nation, Empire, and Revolution in the Early USSR. London: Cornell University Press.
58. Kunitz, J. (1935). Dawn over Samarkand. The Rebirth of Central Asia. New York: International Publishers.
59. Lubin, N. (1981). Women in Soviet Central Asia: Progress and Contradictions. Soviet Studies, Vol. 33, No. 2, 182–203.
60. Massell, G.J. (1974). The Surrogate Proletariat. Moslem Women and Revolutionary Strategies in Soviet Central Asia, 1919–1929. Princeton: Princeton University Press.
61. Northrop, D. (2004). Veiled Empire: Gender and Power in Stalinist Central Asia. London: Cornell University Press.
62. Penati, B. (2014). Life on the Edge: Border-Making and Agrarian Policies in the Aim District (Eastern Fergana), 1924−1929. Ab Imperio, № 2, 193–230.
63. Shulman, E. (2008). Stalinism on the Frontier of Empire. Women and State Formation in the Soviet Far East. New York: Cambridge University Press.
64. Алимова, Д.А. (2008). История как история, история как наука: в 2 т. Т. 1. Ташкент: Узбекистан.
65. Бабаджанова, М.М. (1962). Борьба за активизацию женщины-дехканки (1925–1926). Труды САГУ им. Ленина, Вып. 194, 115–124.
66. Бендриков, К.Е. (1960). Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865–1924 годы). М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР.
67. Брик, О. (2015). Фото и кино. М.: Ад Маргинем Пресс.
68. Буттино, М. (2007). Революция наоборот. Средняя Азия между падением царской империи и образованием СССР. М.: Звенья.
69. Вагабов, М.В. (1968). Ислам и женщина. М.: Мысль.
70. Голдман, В.З. (2010). Женщины у проходной. Гендерные отношения в советской индустрии (1917–1937 гг.). М.: РОССПЭН.
71. Денике, Б. (1927). Искусство Средней Азии. М.: Центральное издательство народов СССР.
72. Денике, Б. (1931). Прикладное искусство Средней Азии. В: Художественная культура советского Востока : сб. статей. М.: Academia. С. 7–20.
73. Дэвид-Фокс, М. (2016). Модерность в России и СССР: отсутствующая, общая, альтернативная или переплетенная? Новое литературное обозрение, №4, 79–91.
74. Дэвид-Фокс, М. (2020). Пересекая границы. Модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе. М.: Новое литературное обозрение.
75. Женщины страны советов : краткий исторический очерк. (1977) сост. И.С. Куликова, С.Т. Любимова и др. М.: Политиздат.
76. Журавлева, Е.В., Чепелев, В.Н. (1934). Искусство советской Туркмении. Очерк развития. М.: ИЗОГИЗ.
77. За большевистский плакат. (1932). М.: ИЗОГИЗ.
78. Исхаков, С.М. (2007). Первая русская революция и мусульмане Российской империи. М.: Социально-политическая мысль.
79. Климович, Л.И. (1958). Ислам и женщина. М.: Общество по распрост. полит. и науч. знаний РСФСР.
80. Клуцис, Г. (1931). Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства. В: Новицкий П.И. (ред.), Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств : сб. ст. объединения «Октябрь» М.: ИЗОГИЗ. С. 105–118.
81. Ланда, Р.Г. (1999). Мирсаид Султан-Галиев. Вопросы истории, № 8, 53–70.
82. Минеев, В.Н. (1990). Становление и развитие культурно-просветительной работы среди женщин Узбекистана (1918–1941 гг.). Ташкент: ФАН.
83. Москалев, В.И. (1928). Узбечка. М.: Издательство НКЗ.
84. Насриддинова, Я.С. (1964). Женщины Узбекистана. Ташкент: Узбекистан.
85. Нильсен, В.А. (1988). У истоков современного градостроительства в Узбекистане (XIX — начало XX века). Ташкент: Изд. литературы и искусства.
86. Нортроп, Д. (2011). Национализация отсталости: Пол, империя и узбекская идентичность. В: Суни Р.Г., Мартин Т. (ред.), Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина. М.: РОССПЭН. С. 235–272.
87. Пальванова, Б.П. (1982). Эмансипация мусульманки. М.: Наука.
88. Плунгян, Н.В. (2017). Женские образы в массовой агитации времен революции и гражданской войны: от символа к маске. Неприкосновенный запас, № 6 (116), 88–104.
89. Понятия о советском в Центральной Азии: Альманах Штаба № 2: Центральноазиатское художественно-теоретическое издание. (2016). сост. и ред. Г. Мамедов, О. Шаталова. Бишкек: Штаб-Press.
90. Стайтс, Р. (2004). Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм (1860–1930). М.: РОССПЭН.
91. Смирнов, Н.А. (1929). Чадра. Происхождение покрывала мусульманской женщины и борьба с ним. М.: Безбожник.
92. Тугендхольд, А.Я. (1930). Искусство октябрьской эпохи. Л.: Academia.
93. Халид, А. (2010). Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии. М.: Новое литературное обозрение.
94. Худжум — значит наступление. (1987). сост. С.А. Дмитриева. Ташкент: Узбекистан.
95. Шадманова, С. (2012). Некоторые взгляды на жизнь женщин-мусульманок в Туркестане в конце XIX — начале XX вв. (На основе материалов периодической печати). Pax islamica, № 1–2 (8–9), 85–91.
96. Шукурова, Х.С. (1961). Коммунистическая партия Узбекистана в борьбе за раскрепощение женщин (1924–1929 гг.). Ташкент: Госиздат УзССР.
97. Эткинд, А. (2018). Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. М.: Новое литературное обозрение.
98. Юбилейная выставка произведений заслуженного деятеля искусства Дмитрия Стахиевича Моора: XXV лет художественной деятельности. (1936). М.: б. и.
Рецензия
Для цитирования:
Мелентьев Д. Воображая раскрепощение мусульманок советского Туркестана. Islamology. 2020;10(1):83-104. https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.05
For citation:
Melentev D. Imagining the Emancipation of Muslim Women in Soviet Turkestan. Islamology. 2020;10(1):83-104. (In Russ.) https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.05