Суфий-реформатор? Интеллектуальные поиски Назира ад-Дургили Алтуни (1891–1935)
Аннотация
Статья посвящена одному из видных дагестанских ‘алимов конца XIX – первой половины XX в. Назиру ад-Дургили Алтуни (1891–1935) и изменению его взглядов на суфизм и реформаторство, которое прослеживается по некоторым рукописям его сочинений и переписке. На основе выбранного кейса можно не только описать интеллектуальные поиски конкретного ‘алима, но и продемонстрировать динамичность и диффузность интеллектуального поля Дагестана в указанный период. Авторы стремятся указать на эфемерность до сих пор нередко встречающейся в академических исследованиях тенденции искусственно разделять исламские интеллектуальные течения на сконструированные группы, например кадимитские и джадитские, прогрессистские и традиционалистские и проч. Кейс Назира ад-Дургили демонстрирует гибридность взглядов и суждений, свойственных исламским интеллектуалам, которые находились в непрестанном поиске и контакте с меняющимся идейным полем в мусульманских сообществах России и мира.
Ключевые слова
Об авторах
Ш. Ш. ШихалиевАвстрия
Шамиль Шихалиевич Шихалиев, научный сотрудник Института иранистики
Вена
И. А. Чмилевская
Россия
Илона Алексеевна Чмилевская, младший научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Абдуллин, Я. (1976). Татарская просветительская мысль. Казань: Татарское книжное издательство.
2. Аликберов, А. К. Ал-Лакзи Маммус. (1998). В кн.: Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т. 1 (с. 64–65). М.: Восточная литература.
3. Бобровников, В., Шехмагомедов М., Шихалиев, Ш. (2017). Мусульманское право и обычай в российском Дагестане: источники и исследования: хрестоматия. СПб.: Президентская библиотека.
4. Исхаков, Д. (1997). Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань: Иман.
5. Миннуллин, И., Минвалеев, А. (2007). Суфизм в советском Татарстане: к постановке проблемы. Гасырлар авазы (Эхо веков), № 1, 143–150.
6. Минорский, В. (1963). История Ширвана и Дербенда X–XI вв. М.: Восточная литература.
7. Мусаев, М. Магомедханов, М. М. (2012). Дагестанские арабоязычные исторические сочинения XIX — начала ХХ века: состояние и перспективы изучения (источниковедческий аспект). Вестник Дагестанского Научного Центра, № 47, 92–99.
8. Мухаметшин, Р. (2005). Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке. Казань: Татарское книжное издательство.
9. Чмилевская, И. А. (2023). Тюркоязычная историческая литература Дагестана: особенности жанра. В кн.: Васильев, А. Д., Тимохин, Д. М., Бартольдовские чтения: колл. моногр. (98–105) М.: ИВ РАН.
10. Шихалиев, Ш. Ш. (2017). Мусульманское реформаторство в Дагестане (1900–1930). Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 3(35), 134–169.
11. Шихалиев, Ш. Ш. (2020). Краткий каталог арабографичных рукописей ИИАЭ ДФИЦ РАН (Ф. 3, д. 953, оп. 1). Архив Института истории, Махачкала, Дагестан, Россия.
12. Шихсаидов, А., Айтберов, Т., Оразаев, Г. (1993). Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука.
13. Шихсаидов, А., Кемпер, М., Бустанов, А. (2012). Назир из Дургили и его биобиблиографический труд «Нузхат ал-азхāн фū тарāджим ‘уламā’ Дāгистāн». М.: Издательский дом Марджани.
14. Юзеев, А. (2007). Философская мысль татарского народа. Казань: Татарское книжное издательство.
15. ал-Цудакари, И. (1904). Кифайа ал-мурид фи тарика ат-тавхид. Казань: Типография наследников Чирковой.
16. ал-Аш‘ари, Абу-л-Хасан. (1992). Рисала ‘ила илх ал-сугр Баб ал-Абваб. Медина.
17. Назир б. Мухаммад ад-Дургили. Ал-Фаджр ас-садик фи радд ‘ала мункари ал-васа’ит ва-л-хаварик. Рукопись. ФВР ИИАЭ, ФМС, оп. 1, № 31б, 56 л.
18. Вопросы Назира ад-Дургили. Личная коллекция Ильяса Каяева в Махачкале (1962 г.р.). Документ № 228.
19. Ответы Али Каяева на вопросы, заданные Назиром ад-Дургили. ФВР ИИАЭ, ФМС, оп. 1, № 90, л. 280а–287а.
20. Сборная рукопись. ФВР ИИАЭ, ФМС. Оп. 1, № 35а–35д.
21. Мукатаба байна Назир ад-Дургили ва Мухаммад ат-Таргули. Рукопись. ФВР ИИАЭ, ФМС, оп. 1, № 35д, л. 2а–3б.
22. Назир ад-Дургили. Ал-Иджтихад ва-т-таклид. Рукопись на арабском языке. ФВР ИИАЭ, ФМС, оп. 1, № 35а, л. 16б.
23. Йусуф ал-Джунгутий. ал-Кавл ас-садид фи хасм мадда ал-иджтихад ва вуджуб аттаклид. Рукопись на арабском языке. ФВР ИИАЭ, ФМС, оп. 1, № 35б, л. 1б–3а.
24. Назир ад-Дургили. Ат-Таʻлик ал-хамид ала-л-кавл ас-садид. Рукопись на арабском языке. ФВР ИИАЭ, ФМС, оп. 1, № 35в.
25. Назир ад-Дургили. Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан. Рукопись на арабском языке. ВФР ИИАЭ, ФМС, оп. 1, № 95, л. 7б.
26. Назир ад-Дургили. Тараджим ‘улама’ ад-Дагистаниййин. Рукопись на арабском языке. ФВР ИИАЭ, ФМС, оп. 5, № 509.
27. Абу Бакр Мухаммад б. ал-Фарадж ад-Дарбанди. Райхан ал-хака’ик ва бустан ал-дака’ик. ФВР ИИАЭ, Ф. 14, №2 191.
28. Kanlidere, A. (1997). Reform within Islam: The Tajdid and Jadid Movements among the Kazan Tatars (1809–1917). Istanbul: Eren.
29. Kemper, M., Šixsaidov, A. R. (2004). Muslim Culture in Russia and Central Asia: Vol. 4. Die Islamgelehrten Daghestans und ihre arabischen Werke: Naḏīr ad-Durgilīs (st. 1935), Nuzhat al-aḏhān fī tarāǧim ʿulamāʾ Dāġistān. Berlin: Klaus Schwarz Verlag.
30. Khalid, A. (1999). The Politics of Muslim Cultural Reform. Jadidism in Central Asia. Berkeley, Los Angeles, Oxford: University of California Press.
31. Lazzerini, E. (1975). Gadidism at the Turn of the Twentieth Century: A View from Within. Cahiers du Monde Russe et sovietique, 16, 245–277.
32. Noack, C. (2000). Muslimischer Nationalismus im Russischen Reich: Nationsbildung und Nationalbewegung bei Tataren und Baschkiren, 1861–1917 (Transatlantische Historische Studien). Stuttgart: Franz Steiner Verlag.
Рецензия
Для цитирования:
Шихалиев Ш.Ш., Чмилевская И.А. Суфий-реформатор? Интеллектуальные поиски Назира ад-Дургили Алтуни (1891–1935). Islamology. 2024;13(1):24-38.
For citation:
Shikhaliev Sh.Sh., Chmilevskaya I.A. Reformism in sufi tradition? Intellectual pursuits of Nazir Ad-Durgili Altuni (1891–1935). Islamology. 2024;13(1):24-38. (In Russ.)