На пути в Мекку: Одесса как общеимперский центр мусульманского паломничества
https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.08
Аннотация
В статье рассматривается роль Одессы как ключевого транспортного узла в паломническом маршруте российских мусульман. Автор показывает, как на протяжении XIX – начала XX вв. формировалась инфраструктура хадж-индустрии в Одессе и какое влияние она оказывала на формирование одесской мусульманской общины. Особо отмечается, как сложившаяся в дореволюционный период паломническая инфраструктура Одессы использовалась в советское время для проведения хаджа 1927 г., оказав в целом благоприятное влияние на политику советской власти по отношению к советским паломникам.
Об авторе
Д. БрилевУкраина
Денис Брилев, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры
кафедра богословия и религиоведения
Киев
Список литературы
1. Аргатюк С. (2006). Татарка — Прилиманське: Нарис з історії села та навколишніх земель. Одеса: Астропринт.
2. Білоусова Л. (2015). Метричні книги Державного архіву Одеської області як джерело для дослідження міграцій та етноконфесійної історії півдня України, Архіви України, 2: 80–124.
3. Брильов Д. (2018). Київська мусульманська громада в дорадянські часи (друга половина XIX — початок ХХ стст.), Гілея, 129: 209–212.
4. Вся Одесса: адресная и справочная книга всей Одессы на 1912 год. (1912). Одесса: Одесские новости.
5. Датиев А.-Г. (1911). Еще один ответ г-ну Сыртланову, В мире мусульманства, 31: 3.
6. Діанова Н. (2010). Формування етно-конфесійної структури населення міст Південної України (кінець XVIII — перша половина XIX стст.). Одеса: Астропринт.
7. Калмыков З. (2008). Одесские татары: прошлое без будущего? Дерибасовская-Ришельевская, 35: 27–32.
8. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. (1904). Т. XLVII; г. Одесса.
9. Риза Г. (1902). Хаҗиларга рәфикъ яхуд хаҗиларга алдандыкларыны бәян вә алданмаенча йөрергә тугъры тарикъ. Казан: Урак.
10. Сибгатуллина А. (2010). Контакты тюрок-мусульман Российской и Османской империй на рубеже XIX-XX вв. Москва: Институт востоковедения РАН.
11. Таҗетдин Ә. (1910). Хаҗга китүчеләр хакында, Вакт, 669: 2–3.
12. Усманова Д. (2005). Мусульманские представители в российском парламенте. 1906-1916. Казань: Фан АН РТ.
13. Хаджи-Ханэ в Одессе (1908). Одесский листок, 270: 6–8.
14. Чертежи санитарно-паломнической гостиницы «Хаджи Ханэ» («Хаджилар Караван-сарая») в г. Одессе Херсонской губ.: Планы (1830-1840-е). Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/715381?field_pr_country_tid=All&field_pr_region_tid=All&field_pr_city_tid=All&nid=>. Доступ: 21. 06. 2020, 15:20)
15. Чокрый Г. (2014). Дастан Хадж наме, Хадж российских мусульман, 5. (Электронный ресурс). Режим доступа: URL: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?5772>. Доступ: 20. 06. 2020, 14:17)
16. Kane E. (2015). Russian Hajj. Empire and the Pilgrimage to Mecca. Cornell University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Брилев Д. На пути в Мекку: Одесса как общеимперский центр мусульманского паломничества. Islamology. 2020;10(1):130-143. https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.08
For citation:
Brylov D. On the Way to Mecca: Odessa as an Imperial Center of Muslim Pilgrimage. Islamology. 2020;10(1):130-143. (In Russ.) https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.08