Preview

Islamology

Расширенный поиск

Историческая память о Булгаре и трансформация «булгарской» идентичности в идеологии и практике ваисовцев (вторая половина XIX — первая четверть XX столетий)

https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.02

Аннотация

   Данная статья посвящена анализу процесса зарождения, развития и трансформации «булгарской идеи» у ваисовцев вместе с зарождением и эволюцией учения и практического движения ваисовцев на протяжении начала 1870-х — начала 1920-х гг. Выбор этого хронологического отрезка в полстолетия обусловлен, с одной стороны, определенными историографическими лакунами и, во-вторых, наличием автохтонных и релевантных письменных свидетельств, говорящих голосом самих «ваисовцев». За пределами данной статьи сознательно оставлены события, связанные с т. н. «необулгаристами» конца ХХ — начала ХХI вв., довольно хорошо освещенные в работах В. Шнирельмана, Т. Уямы и С. Цвиклински. Также в статье лишь косвенно затрагиваются примеры разнообразного проявления «булгаризма» в татарской интеллектуальной среде и историографическом поле ХIХ столетия (освещенная в работах М. А. Усманова, А. Франка, М. Кемпера и др.).

Об авторе

Д. Усманова
Казанский федеральный университет
Россия

Диляра Усманова, д. и. н., профессор

Институт международных отношений; кафедра отечественной истории

Казань



Список литературы

1. Государственный архив администартивных органов Свердловской области (ГААОСО). Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 22551.

2. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 1 Оп. 3. Д. 7629.

3. НАРТ. Ф. 1 Оп. 3. Д. 7629.

4. НАРТ. Ф. 41. Оп. 13. Д. 3.

5. НАРТ. Ф. 41. Оп. 2. Д. 1073.

6. НАРТ. Ф. 41. Оп. 4. Д. 1983.

7. НАРТ. Ф. 420. Оп. 1. Д. 111.

8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1412. Оп. 35. Д. 12.

9. Cwiklinski, S. (2005). Tatarismus versus Bulgarismus: Der „erste Streit“ in der postsowjetischen tatarischen Historiographie. FORUM für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte, 1, 167–202.

10. Frank, A. (1998). Islamic Historiography and «Bulghar» Identity among the Tatars and Bashkirs of Russia. Leiden-Boston.

11. Kemper, M. (1998). Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789–1889: Der islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. Berlin.

12. Uyama Tomohiko. (2002). From «Bulgharism» through «Marrism» to Nationalist Myths: Discourses on the Tatar, the Chuvash and the Bashkir Ethnogenesis. Acta Slavica Iaponica, Vol. 19, 163–190.

13. База данных жертв политических репрессий международной организации «Мемориал». http://base.memo.ru/person/show/497854

14. Бахши Иман. (1993–1997). Джагфар тарихы. Свод булгарских летописей. Оренбург. 3 вып.

15. Ваисов, С. (1917). Воззвание от Центральной организации Волжских болгарских мусульман, Ваисовских Божьих воинов. Казань.

16. Гайнетдин Әхмәрев: тарихи-документаль җыентык. (2000). Казан: Хәтер.

17. Гарипова, Ф.Г. (2005). Рухи башкалабыз: Мәшһүр татар авыллары. Казан: Мәгариф.

18. Загидуллин, И.К. (2000). Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. Казань: Таткнигоиздат.

19. Идел-Болгар мөселманлары моҗаһид әл-ислам “Вәиси”ләр “программасы”. (1918/1919). Казан.

20. Измайлов, И.Л. (1997). Лукавое обаяние дилетантизма. Татарстан, № 12, 30–44.

21. Измайлов, И.Л. (2002). Историческое прошлое как фактор национальной мобилизации. В.: Единство татарской нации. Материалы научной конференции АН РТ. Казань: Фэн. С. 57–75.

22. Источники и исследования по истории татарского народа : материалы к учебным курсам в честь юбилея академика АН РТ М.А. Усманова (2006). Сост. Д.М. Усманова, Д.А. Мустафина; науч. ред. И.А. Гилязов. Казань: КГУ.

23. Кадыров, Р. «Поступали письма, я видел — примерно 65 процентов за переименование ТАССР в Булгарскую республику». https://www.business-gazeta.ru/article/427449

24. Каһарман милләте мөҗаһид әл-ислам вәисиләр тарихы һәм әҗмалы программасы. (1917). Казан.

25. Каюм Насыйри: Әдәби-тарихи һәм документаль-биографик җыентык. (2017). Казан: Җыен.

26. Кемпер, M. (2008) Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане (1789–1889). Исламский дискурс под русским господством. Казань: Российский исламский университет.

27. Мозаффари, З. (1931). Ишаннар-дәрвишләр. Казан.

28. Молоствова, Е.И. (1912). Ваисов Божий полк. Мир ислама, Том I, № 2, 143–152.

29. Усманов, М.А. (1972). Татарские исторические источники XVII–XVIII вв. Казань.

30. Усманова, Д.М. (2003). Создавая национальную историю татар: историографические и интеллектуальные дебаты на рубеже веков. Ab imperio, № 3, 335–359.

31. Усманова, Д.М. (2006a). «Ваисовский Божий полк староверов-мусульман»: языки религиозного, сословного, политического и национального противостояния в Российской империи. Ab imperio, № 3, 255–319.

32. Усманова, Д.М. (2006b). Ваисовское движение в 1870–1916-х гг.: источники и историография. В.: Источники и исследования по истории татарского народа : материалы к учебным курсам в честь юбилея академика АН РТ М.А. Усманова. Казань. С. 380–396.

33. Усманова, Д.М. (2009). Мусульманское «сектантство» в Российской империи: «Ваисовский Божий полк староверов-мусульман». 1862–1916 гг. Казань: Фэн.

34. Усманова, Д.М. (2011). От «божьих воинов» к «зеленоармейцам»: эволюция Ваисовского движения в позднеимперский и раннесоветский периоды. В.: Наганава Н., Усманова Д., Хамамото М. (ред.) Волго-Уральский регион в имперском пространстве XVIII–XX вв. Москва: Восточная литература. С. 181–197.

35. Фахретдин Ризаэтдин, Асар. Том 3 (рукописный). Научный архив Уфимского научного центра РАН. Ф. 7 (Старый акт). Оп. 1. Д. 13. С. 180.

36. Франк, А. (2008). Исламская историография и булгарская идентичность татар и башкир в России. Казань: Российский исламский университет.

37. Халил, Г. (= Халилов Г.З.). (2004). Куда исчезла Волжская Болгария? Казань.

38. Цвиклински, С. (2003). Татаризм vs булгаризм: первый спор в татарской историографии. Ab imperio, № 3, 361–392.

39. Шамилоглу, Ю. (2006). Мы не татары! Изобретение булгарского самосознания. В.: Источники и исследования по истории татарского народа : материалы к учебным курсам в честь юбилея академика АН РТ М.А. Усманова. Казань. С. 360–379.

40. Шамилоглу, Ю. (2007). «Джагфар тарихы». Как изобреталось булгарское самосознание. В.: Фальсификации источников и национальные истории. Материалы круглого стола. 17 сентября 2007 г. Москва: ИВ РАН. С. 35 – 39 (=Родина, 2007, № 8, 44–50).

41. Шнирельман, В.А. (1998). От конфессионального к этническому: булгарская идея в национальном самосознании казанских татар в ХХ веке. Вестник Евразии, № 1–2 (4–5), 131–152.

42. Шнирельман, В.А. (2007). Тени забытых предков. Подделки как этнополитическая проблемы. В.: Фальсификации источников и национальные истории. Материалы круглого стола. 17 сентября 2007 г. Москва: ИВ РАН. С. 42–47 (=Родина, 2007, № 8, 38–43).

43. Юсупов, Г.В. (1960). Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. Москва-Ленинград.


Рецензия

Для цитирования:


Усманова Д. Историческая память о Булгаре и трансформация «булгарской» идентичности в идеологии и практике ваисовцев (вторая половина XIX — первая четверть XX столетий). Islamology. 2020;10(1):29-50. https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.02

For citation:


Usmanova D. The Historical Memory of Bulgar and Transformation of “Bulgar” Identity in the Vaisovites’ Ideology and Practices (Second half of the 19th — first quarter of the 20th Centuries). Islamology. 2020;10(1):29-50. (In Russ.) https://doi.org/10.24848/islmlg.10.1.02

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)