Preview

Islamology

Расширенный поиск

Улемы и конфессиональная политика восточного отдела ОГПУ в Ташкенте (1917–1927)

Аннотация

Настоящая статья посвящена конфессиональной ситуации в Ташкенте и истории формирования политической полиции (Восточный отдел ОГПУ) в первое десятилетие после Октябрьской революции. В статье рассмотрена проблематика противоборства идеологических течений улемов, известных в научной литературе как «джадиды» и «кадимисты». Эти условные категории обозначали границы лояльности улемов к советской политической системе. В статье особое внимание уделено реформам, в которых принимали участие улемы. В ходе исследования было установлено, что политическая полиция взяла под контроль созданную улемами организацию Махкама-йи шар‘ийа, а затем изменила ее статус на временное Центральное духовное управление мусульман Туркестана. После этого улемы стали выступать в роли официальных посредников, ответственных за советизацию и модернизацию региона. Альянс ВО ОГПУ с улемами являлся залогом стабилизации советского порядка. Однако пристальный контроль политической полиции за улемами не означал, что они полностью подчинялись советской власти и поддерживали программу большевистской модернизации. Улемы проявляли себя независимыми акторами и продвигали собственное понимание культурных и политических трансформаций.

Об авторе

Д. Мелентьев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Даниил Мелентьев, аспирант, Факультет гуманитарных наук, Аспирантская школа исторических наук



Список литературы

1. DeWeese, D. (2016) It was a Dark and Stagnant Night (‘til the Jadids Brought the Light): Clichés, Biases, and False Dichotomies in the Intellectual History of Central Asia. Journal of the Economic and Social History of the Orient. № 59, 37-92.

2. Dudoignon, S.A. (1996) Djadidisme, mirasisme, islamisme. Cahiers du Monde russe. Vol. 37. No. 1/2, 12–40

3. Kamp, M. (2006) The New Woman in Uzbekistan. Islam, Modernity, and Unveiling under Communism. London: University of Washington Press.

4. Kaushik, D. (1970) Central Asia in Modern Times. A History from the Early 19th Century / ed. by N. Khalfin. Moscow: Progress Publishers.

5. Khalid, A. (1998) The Politics of Muslim Cultural Reform. Jadidism in Central Asia. Los Angeles: University of California Press.

6. Khalid, A. (2007) Being Muslim in Soviet Central Asia, or an Alternative History of Muslim Modernity. Revue de la Société historique du Canada. Vol. 18. No 2, 123–143.

7. Khalid, A. (2009) Culture and Power in Colonial Turkestan. Cahiers d’Asie centrale. № 17/18, 413–447.

8. Khalid, A. (2014) Ulama and the State in Uzbekistan. Asian Journal of Social Sciences. № 42, 517–535.

9. Khalid, A. (2015) Making Uzbekistan. Nation, Empire, and Revolution in the Early USSR. London: Cornell University Press.

10. Khalid, A. (2021) Central Asia. A New History from the Imperial Conquests to the Present. Princeton: Princeton University Press.

11. Kunitz, J. (1935) Dawn over Samarkand. The Rebirth of Central Asia. New York: Lawrence and Wishart.

12. Penati, B. (2015) On the Local Origins of the Soviet Attack on «Religious» Waqf in the Uzbek

13. SSR (1927). Acta Slavica Iaponica. T. 36, 39–72.

14. Pianciola, N., Sartori, P. (2007) Waqf in Turkestan: the Colonial Legacy and the Fate of an Islamic Institution in Early Soviet Central Asia, 1917–1924. Central Asian Survey. № 26(4), 475–498.

15. Radjabov, K.K. (2007) Struggle for Independence in Turkestan and Muslim Clergy. Oriente Moderno. Anno 87. Nr. 1, 177–188.

16. Sartori, P. (2010) What Went Wrong? The Failure of Soviet Policy on Sharīʿa Courts in Turkestan, 1917-1923. Die Welt des Islams. № 50, 397–434.

17. Shigabdinov, R.N. (2007) Islamic Socialism in Turkestan at the Beginning of the 20th Century. Oriente Moderno. Anno 87. Nr. 1, 189–201.

18. Алимов, И.А. (1991) Левацкие перегибы в решении религиозного вопроса в ТАССР. Общественные науки в Узбекистане. № 1. Ташкент: ФАН, 31–40.

19. Алимова, Д.А. (2000) Джадидизм в Средней Азии. Пути обновления, реформы, борьба за независимость. Ташкент: Узбекистон.

20. Арапов, Д.Ю. (2006) Мусульманское «духовенство» Узбекистана в 1927 году (оценка полномочного представителя ОГПУ в Средней Азии). Вестник Евразии. № 4, 160–173.

21. Арапов, Д.Ю. (2011) Государственное регулирование ислама в Российской империи и Советском Союзе. Pax islamica. № 2(7). 2011, 68–87.

22. Арапов, Д. (2017) Ислам в архивных материалах высших государственных учреждений Российской империи (1721–1917). Мусульмане в новой имперской истории: сб. статей/отв. ред. и сост. В. Бобровников, И. Герасимов, С. Глебов и др. М: Садра, 23–37.

23. Арипов, Р., Мильштейн, Н. (1967) Из истории органов госбезопасности Узбекистана. (Документальные очерки истории 1917–1930-е гг.). Ташкент: Узбекистан.

24. Бабаджанов, Б. (2017) Андижанское восстание 1898 года и «мусульманский вопрос» в Туркестане (взгляды «колонизаторов» и «колонизованных»). Мусульмане в новой имперской истории: сб. статей / отв. ред. и сост. В. Бобровников, И. Герасимов, С. Глебов и др. М: Садра, 104–155.

25. Бабаджанов, Б., Сартори, П. (2018) У истоков советского дискурсa о «хорошем исламе» в Центральной Азии. Ab imperio. № 3, 219–255.

26. Беккин, Р.И. (2018) А.Э. Шмидт: биография, научная переписка, избранные труды, библиография: монография. М.: Садра.

27. Гусева, Ю.Н. (2013) Деятельность мусульманского движения «Ахмадийя» в 20-е годы XX века. Восток (Oriens). № 5, 67–74.

28. Гусева, Ю.Н. (2013) Объединительные тенденции в деятельности Центрального духовного управления мусульман в 1920-е гг. Гасырлар авазы Эхо веков. № 1/2, 50–55.

29. Гусева, Ю.Н. (2016) Мусульмане Крыма и советская власть: взгляд из Москвы 1920-х годов. Ислам в современном мире. № 12(1), 137–144.

30. Гусева, Ю.Н., Бегасилова, Ж.А. (2018) Дело о «панисламистской повстанческой организации» в Средней Азии 1940 г. Российская история. № 2, 99–110.

31. Гусева, Ю.Н. (2018) Первые циркуляры Восточного отдела ОГПУ 1922–1923 гг.: советская контрразведка и «восточный» вектор российской политики. Отечественные архивы. № 2, 56–61.

32. Россия — Средняя Азия: Политика и ислам в конце XVIII — начале XXI века (2013) / авт. кол. М: Изд. Московского университета.

33. Салмонов, А.М. (2008) Узбекистонда мусулмон диний муассаса ва ташкилотлар фаолияти тарихи (1917–1950 йиллар): дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук: 07.00.02. Узбекистон тарихи. Фергона: Фаргона давлат университети.

34. Сибгатуллина, А.Т. (2010) Контакты тюрок-мусульман Российской и Османской империи на рубеже XIX–XX вв. М: ИВ РАН.

35. Тарихнинг номаълум Сахифалари. Хужжат ва материаллар. Биринчи китоб (2009) / под ред. Б. Хасанова. Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи.

36. Туркестан в начале XX века: к истории истоков национальной независимости (2000) / кол. авт. Р.М. Абдуллаев, С.С. Агзамходжаев, И.А. Алимов и др. Ташкент: Шарк.

37. Халид, А. (2010) Ислам после коммунизма. Религия и политика в Центральной Азии. М: Новое литературное обозрение.

38. Халид, А. (2011) Национализация революции в Средней Азии: Трансформация джадидизма, 1917–1920 гг. Государство наций: империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина / под ред. Р.Г. Суни, Т. Мартина / пер. с англ. В.И. Матузовой. М: РОССПЭН, 180–201.

39. Халид, А. (2012) Постсоветские судьбы среднеазиатского ислама. Конфессия, империя, нация: религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства / под ред. И. Герасимова, М. Могильнер, А. Семенова. М.: Новое издательство, 316–344.

40. Халид, А. (2017) Чем была революция в Туркестане? Неприкосновенный запас. № 5(115), 165–177.

41. Хасанов, М.К. (1990) «Кокандская автономия» и некоторые ее уроки. Общественные науки в Узбекистане. № 2. Ташкент: ФАН, С. 41–52.

42. Христофоров, В.С. (2019) «Восточные окраины» как объект изучения Восточного отдела ГПУ-ОГПУ (1922-1923). Уральский исторический вестник. № 2(63), 104–111.

43. Шигабдинов, Р.Н. (2009) Улама и реформы 1920-х в Средней Азии. Pax Islamica. № 1(2), 54–67.


Рецензия

Для цитирования:


Мелентьев Д. Улемы и конфессиональная политика восточного отдела ОГПУ в Ташкенте (1917–1927). Islamology. 2022;12(1):78-96.

For citation:


Melentev D. Ulama and OGPU Eastern Department confessional policy in Tashkent (1917–1927). Islamology. 2022;12(1):78-96. (In Russ.)

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)