Зияраты в Башкортостане как пространства наложений семиотических идеологий
Аннотация
Статья посвящена изучению зияратов в Башкортостане как пространств наложения семиотических идеологий, предписывающих верующим, какие символы и практики необходимо использовать для создания связи с сакральным. В отличие от нормативно предписанного паломничества в Мекку и Медину, посещение могил аулия (зиярат) нередко трактуется как спорная практика среди мусульман. Нет единого мнения о том, какие религиозные практики необходимо совершать во время зиярата, а какие практики, напротив, находятся под запретом. Цель исследования — выявить представления о «правильных» семиотических идеологиях взаимодействия с сакральным в ходе зияратов среди мусульман Республики Башкортостан. Было собрано 19 глубинных полуструктурированных интервью с мусульманами из сельской местности южных регионов Башкортостана. Было выявлено многообразие способов взаимодействия мусульман с сакральным во время совершения зияратов: обход вокруг могилы, завязывание ленточек, молитвы, общение с предками, чтение намаза и другое. При этом могилы аулия могут выделяться определенными символами не только представителями ислама, но и приверженцами других религий или новых религиозных движений. Главная особенность совершения зияратов сегодня — его синкретический характер, где перемешиваются различные религиозные и магические элементы в рамках дискурса возрождения «традиционной» исламской практики, где конструируются границы между «правильными» и «неправильными» ритуалами. Исследование подчеркивает необходимость дальнейшего изучения зияратов как важной части религиозной жизни современных мусульман, в отличие от других исследовательских работ, утверждающих, что роль зияратов снижается, и рассматривающих их как «доисламский пережиток».
Об авторе
А. И. БочкорРоссия
Анастасия Игоревна Бочкор
101000, ул. Мясницкая, д. 20, Москва
Список литературы
1. Абашин, С. Н. (2003). Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М.: Восточная литература.
2. Аминев, З. (2021). Эпос «Урал-Батыр» в культурном наследии башкир. Альманах «Этнодиалоги», 3–4, 190–213. doi: 10.37492/ETNO.2021.66.4.010
3. Аминев, З. и Ямаева, Л. (2020). «Башкирский ислам»: истоки, эволюция, современное состояние. М.: Триумф.
4. Ахатов, А. Т., Бахшиев, И. И. и Тузбеков, А. И. (2016). Роль археологических объектов в формировании новых сакральных пространств Южного Урала. Уральский исторический вестник, 4(53), 33–43.
5. Ахатов, А. Т. и Тузбеков, А. И. (2024). Культ священной горы – Аулия Тау на Южном Урале: традиции и новации (по материалам экспедиционного выезда в Кугарчинский район республики Башкортостан в 2023 г.). Народы и религии Евразии, 29(3), 186–203.
6. Бергер, П. и Лукман, Т. (1995). Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум.
7. Бустанов, А. (2022). Постсекулярный суфизм в России. В: И. А. Панков, С. Н. Абашин и А. Д. Кныш (Ред.). Суфизм после СССР (c. 28–51). СПб.: Марджани.
8. Гараджа, В. (1995). Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука.
9. Дариева, Ц. (2016). Бакинский «Бескостный» святой: мусульманское паломничество в секулярном городе. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2, 203–225.
10. Идиатуллов, А. К. (2018). «Священные» объекты татар и башкир Среднего Поволжья и Приуралья. Вестник Томского государственного университета, 52, 89–94. doi: 10.17223/19988613/52/15
11. Карамышев, Р. Д. (2015). Характеристика современной этнорелигиозной ситуации в Республике Башкортостан. Вестник Башкирского университета, 20(2), 686–690.
12. Мауляна Султан аль-Аулия Шейх Мухаммад Мехмет Адиль аль-Накшбанди. (2015). Сохбеты (беседы) в Башкортостане. Уфа: Башкортостан.
13. Мухаметзянова-Дуггал, Р. М. (2019). Вайшнавские общины в Башкортостане. Colloquiumjournal, 26, 49–53.
14. Панченко, А. и Хонинева, Е. (2019) «Семиотические идеологии», медиальность и современная антропология религии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 4(37), 7–18. doi: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2019-37-4-7-18
15. Рахимов, Р. Р. (2007). Коран и розовое пламя (Размышления о таджикской культуре). СПб.: Наука.
16. Резван, М. Е. (2011). Коран в системе мусульманских магических практик. СПб.: Наука.
17. Рязанова, С. В., Семенов, Д. В. и Бисеров, В. В. (2024). Суфизм глазами современного пермского мусульманина: от традиции к мифоконструкту. Технологос, 1, 47–61. doi: 10.15593/perm.kipf/2024.1.04
18. Саитбатталов, И. Р. (2021). Проблемы научно-теологического осмысления наследия А. З. Расулева. Сборник конференции «Вклад мусульман России и стран СНГ в Победу в Великой Отечественной войне», 68–74.
19. Тузбеков, А. И. и Бахшиев, И. И. (2015). Археологические памятники как объекты сакрализации (на примере могильника Ильчигулово). Известия Уфимского научного центра РАН, 4, 103–107.
20. Хабибуллина, З. Р. (2017). Религиозная практика посещения могил «святых» у мусульман Башкортостана: традиция и новые тенденции развития. Восточно-европейский научный вестник, 4, 55–57.
21. Хамидуллин, С. И. (2021). Абдарахман Расулев: муфтий и продолжатель суфийской традиции. Сборник конференции «Вклад мусульман России и стран СНГ в Победу в Великой Отечественной войне», 86–98.
22. Шнирельман, В. А. (2011). Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея. Антропологический форум, 14, 133–167.
23. Цибенко, В. (2022). Изобретение или возрождение исламской традиции в Башкирии: опыт тариката накшбандийа-хакканийа. В: И. А. Панков, С. Н. Абашин и А. Д. Кныш (Ред.). Суфизм после СССР (с. 281–306). СПб.: Марджани.
24. Braun, V. & Clarke, V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, 3(2), 77–101. doi: 10.1191/1478088706qp063oa
25. Dressler, M. (2018). The Social Construction of Reality (1966) Revisited: Epistemology and Theorizing in the Study of Religion. Method & Theory in the Study of Religion, 31(2), 120–151. doi:10.1163/15700682-12341434
26. Hennink, M. & Kaiser, B. Sample sizes for saturation in qualitative research: A systematic review of empirical tests. Social Science & Medicine, 292(6), 114523. doi: 10.1016/j.socs-cimed.2021.114523
27. Keane, W. (2003). Semiotics and the Social Analysis of Material Things. Language & Communication, 23(3–4), 409–425. doi: 10.1016/S0271-5309(03)00010-7
28. Keane, W. (2018). On Semiotic Ideology. Signs and Society, 6(1), 64–87. doi: 10.1086/695387
29. Knott, K. (2010). Religion, Space, and Place: The Spatial Turn in Research on Religion. Religion and Society, 1(1), 29–43. doi:10.3167/arrs.2010.010103
30. Hjelm, T. (2022). Social Constructivism. In A. Possamai, & A. J. Blasi (Eds.), The SAGE Encyclopedia of Sociology of Religion Sage Publications.
31. Marshall, B., Cardon, P., Poddar, A. & Fontenot, R. (2013). Does Sample Size Matter in Qualitative Research? A Review of Qualitative Interviews in is Research. Journal of Computer Information Systems, 54, 11–22. doi: 10.1080/08874417.2013.11645667
32. Mayeur-Jaouen, С. (2020). Ṣūfī Shrines. In A. Papas (Red.), Handbook of Sufi Studies (pp. 145– 157). Brill.
33. Mossière, G. (2022). New Spiritualities and the Cultures of Well-being. Springer Nature Switzerland.
34. Williamson, K. (2006). Research in Constructivist Frameworks Using Ethnographic Techniques. Library Trends, 55(1), 83–101. doi:10.1353/lib.2006.0054
Рецензия
Для цитирования:
Бочкор А.И. Зияраты в Башкортостане как пространства наложений семиотических идеологий. Islamology. 2025;14(1):6-21.
For citation:
Bochkor A.I. Ziyarats in Bashkortostan as spaces of overlapping semiotic ideologies. Islamology. 2025;14(1):6-21. (In Russ.)