Preview

Islamology

Расширенный поиск

Зияраты в Башкортостане как пространства наложений семиотических идеологий

Аннотация

Статья посвящена изучению зияратов в Башкортостане как пространств наложения семиотических идеологий, предписывающих верующим, какие символы и практики необходимо использовать для создания связи с сакральным. В отличие от нормативно предписанного паломничества в Мекку и Медину, посещение могил аулия (зиярат) нередко трактуется как спорная практика среди мусульман. Нет единого мнения о том, какие религиозные практики необходимо совершать во время зиярата, а какие практики, напротив, находятся под запретом. Цель исследования — выявить представления о «правильных» семиотических идеологиях взаимодействия с сакральным в ходе зияратов среди мусульман Республики Башкортостан. Было собрано 19 глубинных полуструктурированных интервью с мусульманами из сельской местности южных регионов Башкортостана. Было выявлено многообразие способов взаимодействия мусульман с сакральным во время совершения зияратов: обход вокруг могилы, завязывание ленточек, молитвы, общение с предками, чтение намаза и другое. При этом могилы аулия могут выделяться определенными символами не только представителями ислама, но и приверженцами других религий или новых религиозных движений. Главная особенность совершения зияратов сегодня — его синкретический характер, где перемешиваются различные религиозные и магические элементы в рамках дискурса возрождения «традиционной» исламской практики, где конструируются границы между «правильными» и «неправильными» ритуалами. Исследование подчеркивает необходимость дальнейшего изучения зияратов как важной части религиозной жизни современных мусульман, в отличие от других исследовательских работ, утверждающих, что роль зияратов снижается, и рассматривающих их как «доисламский пережиток».

Об авторе

А. И. Бочкор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Анастасия Игоревна Бочкор

101000, ул. Мясницкая, д. 20, Москва



Список литературы

1. Абашин, С. Н. (2003). Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М.: Восточная литература.

2. Аминев, З. (2021). Эпос «Урал-Батыр» в культурном наследии башкир. Альманах «Этнодиалоги», 3–4, 190–213. doi: 10.37492/ETNO.2021.66.4.010

3. Аминев, З. и Ямаева, Л. (2020). «Башкирский ислам»: истоки, эволюция, современное состояние. М.: Триумф.

4. Ахатов, А. Т., Бахшиев, И. И. и Тузбеков, А. И. (2016). Роль археологических объектов в формировании новых сакральных пространств Южного Урала. Уральский исторический вестник, 4(53), 33–43.

5. Ахатов, А. Т. и Тузбеков, А. И. (2024). Культ священной горы – Аулия Тау на Южном Урале: традиции и новации (по материалам экспедиционного выезда в Кугарчинский район республики Башкортостан в 2023 г.). Народы и религии Евразии, 29(3), 186–203.

6. Бергер, П. и Лукман, Т. (1995). Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум.

7. Бустанов, А. (2022). Постсекулярный суфизм в России. В: И. А. Панков, С. Н. Абашин и А. Д. Кныш (Ред.). Суфизм после СССР (c. 28–51). СПб.: Марджани.

8. Гараджа, В. (1995). Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука.

9. Дариева, Ц. (2016). Бакинский «Бескостный» святой: мусульманское паломничество в секулярном городе. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2, 203–225.

10. Идиатуллов, А. К. (2018). «Священные» объекты татар и башкир Среднего Поволжья и Приуралья. Вестник Томского государственного университета, 52, 89–94. doi: 10.17223/19988613/52/15

11. Карамышев, Р. Д. (2015). Характеристика современной этнорелигиозной ситуации в Республике Башкортостан. Вестник Башкирского университета, 20(2), 686–690.

12. Мауляна Султан аль-Аулия Шейх Мухаммад Мехмет Адиль аль-Накшбанди. (2015). Сохбеты (беседы) в Башкортостане. Уфа: Башкортостан.

13. Мухаметзянова-Дуггал, Р. М. (2019). Вайшнавские общины в Башкортостане. Colloquiumjournal, 26, 49–53.

14. Панченко, А. и Хонинева, Е. (2019) «Семиотические идеологии», медиальность и современная антропология религии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 4(37), 7–18. doi: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2019-37-4-7-18

15. Рахимов, Р. Р. (2007). Коран и розовое пламя (Размышления о таджикской культуре). СПб.: Наука.

16. Резван, М. Е. (2011). Коран в системе мусульманских магических практик. СПб.: Наука.

17. Рязанова, С. В., Семенов, Д. В. и Бисеров, В. В. (2024). Суфизм глазами современного пермского мусульманина: от традиции к мифоконструкту. Технологос, 1, 47–61. doi: 10.15593/perm.kipf/2024.1.04

18. Саитбатталов, И. Р. (2021). Проблемы научно-теологического осмысления наследия А. З. Расулева. Сборник конференции «Вклад мусульман России и стран СНГ в Победу в Великой Отечественной войне», 68–74.

19. Тузбеков, А. И. и Бахшиев, И. И. (2015). Археологические памятники как объекты сакрализации (на примере могильника Ильчигулово). Известия Уфимского научного центра РАН, 4, 103–107.

20. Хабибуллина, З. Р. (2017). Религиозная практика посещения могил «святых» у мусульман Башкортостана: традиция и новые тенденции развития. Восточно-европейский научный вестник, 4, 55–57.

21. Хамидуллин, С. И. (2021). Абдарахман Расулев: муфтий и продолжатель суфийской традиции. Сборник конференции «Вклад мусульман России и стран СНГ в Победу в Великой Отечественной войне», 86–98.

22. Шнирельман, В. А. (2011). Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея. Антропологический форум, 14, 133–167.

23. Цибенко, В. (2022). Изобретение или возрождение исламской традиции в Башкирии: опыт тариката накшбандийа-хакканийа. В: И. А. Панков, С. Н. Абашин и А. Д. Кныш (Ред.). Суфизм после СССР (с. 281–306). СПб.: Марджани.

24. Braun, V. & Clarke, V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, 3(2), 77–101. doi: 10.1191/1478088706qp063oa

25. Dressler, M. (2018). The Social Construction of Reality (1966) Revisited: Epistemology and Theorizing in the Study of Religion. Method & Theory in the Study of Religion, 31(2), 120–151. doi:10.1163/15700682-12341434

26. Hennink, M. & Kaiser, B. Sample sizes for saturation in qualitative research: A systematic review of empirical tests. Social Science & Medicine, 292(6), 114523. doi: 10.1016/j.socs-cimed.2021.114523

27. Keane, W. (2003). Semiotics and the Social Analysis of Material Things. Language & Communication, 23(3–4), 409–425. doi: 10.1016/S0271-5309(03)00010-7

28. Keane, W. (2018). On Semiotic Ideology. Signs and Society, 6(1), 64–87. doi: 10.1086/695387

29. Knott, K. (2010). Religion, Space, and Place: The Spatial Turn in Research on Religion. Religion and Society, 1(1), 29–43. doi:10.3167/arrs.2010.010103

30. Hjelm, T. (2022). Social Constructivism. In A. Possamai, & A. J. Blasi (Eds.), The SAGE Encyclopedia of Sociology of Religion Sage Publications.

31. Marshall, B., Cardon, P., Poddar, A. & Fontenot, R. (2013). Does Sample Size Matter in Qualitative Research? A Review of Qualitative Interviews in is Research. Journal of Computer Information Systems, 54, 11–22. doi: 10.1080/08874417.2013.11645667

32. Mayeur-Jaouen, С. (2020). Ṣūfī Shrines. In A. Papas (Red.), Handbook of Sufi Studies (pp. 145– 157). Brill.

33. Mossière, G. (2022). New Spiritualities and the Cultures of Well-being. Springer Nature Switzerland.

34. Williamson, K. (2006). Research in Constructivist Frameworks Using Ethnographic Techniques. Library Trends, 55(1), 83–101. doi:10.1353/lib.2006.0054


Рецензия

Для цитирования:


Бочкор А.И. Зияраты в Башкортостане как пространства наложений семиотических идеологий. Islamology. 2025;14(1):6-21.

For citation:


Bochkor A.I. Ziyarats in Bashkortostan as spaces of overlapping semiotic ideologies. Islamology. 2025;14(1):6-21. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)