Preview

Islamology

Расширенный поиск

Предание о Йафете ибн Нухе в составе «Муджамал ат-таварих ва-л-кисас»

Аннотация

Cреди мусульманских сочинений XII век а особое место занимает сочинение, известное специалистам под названием «Муджмал ат-таварих ва-л-кисас». Ученые сравнительно давно знакомы с этим анонимным памятником, дошедшим до нас в четырех списках, однако до сих пор на европейские языки сделаны лишь частичные переводы отдельных глав этого источника, преимущественно касающихся истории правящих в Иране династий. В рамках данной статьи хотелось бы познакомить читателей с содержанием раздела «Муджмал ат-таварих», в котором описывается биография Йафета ибн Нуха и рассказывается о его потомстве. Особое внимание уделено легенде о даровании Йафету знания имени Всевышнего и создании им специальных талисманов, даровавших их носителям особую власть и силу. При анализе данного раздела прежде всего следует обратить внимание на то, что известные источники для анонимного автора «Муджмал ат-таварих», в частности труд Мухаммада Балʻами, не содержат в себе подобную легенду, что, впрочем, не означает, что создатель интересующего нас сочинения не заимствовал ее из какого-то иного, более раннего памятника. В связи с нарративом о каменных талисманах, созданных Йафетом ибн Нухом, любопытно вспомнить отдельные предания о тюркских народах, вожди которых якобы управляли стихиями с помощью камней, как описано в отдельных мусульманских сочинениях. Подобное сопоставление выглядит еще более интересным с учетом того, что, согласно тексту «Муджмал ат-таварих», прародитель тюркских кочевых племен, а именно Тюрк, был одним из сыновей Йафета, а его биография также описывается анонимным автором данного персидского сочинения. Тем не менее полученные результаты исследования следует признать промежуточными до момента публикации полного перевода главы XI из состава «Муджмал ат-таварих ва-л-кисас», который автор данной статьи планирует осуществить в ближайшее время.

Об авторе

Д. М. Тимохин
Институт востоковедения РАН
Россия


Список литературы

1. Агаджанов, С. Г. (1969). Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX–XIII вв. Ашхабад: Ылым.

2. Аникеева, Т. А. (2002). Тюркский обряд вызывания дождя (мотив «камня терпения» в турецких сказках и представления о магическом камне «яда» у древних тюрков). Orientalistica iuvenile. (9): Sub speciae turcologiae, 53–85.

3. Бартольд, В. В. (1898). Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть 1. Тексты. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук.

4. Бартольд, В. В. (1900). Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть 2. Исследование. СПб.: Тип. В. Киршбаума.

5. Борщевский, Ю. Е. (1971). Географические разделы персидской всеобщей истории «Муджмал ат-таварих ва-л-кисас». Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. VII годичная сессия ИВ АН СССР (Ленинград), 8–11.

6. Дробышев, Ю. И. (2018). Климат и ханы: роль климатического фактора в политической истории Центральной Азии. М.: ИВ РАН.

7. Базаров, Б. В. и Крадин, Н. Н. (Ред.). (2019). Кочевые империи Евразии: особенности исторической динамики. М.: Восточная литература.

8. Малов, С. Е. (1947). Шаманский камень «яда» у тюрков Западного Китая. Советская этнография, (1), 151–160.

9. Смирнова, Л. П. (Ред.). (1993). ‘Аджа’иб ад-дунйа. М.: Восточная литература.

10. Тимохин, Д. М. (2021). Сведения по истории Дагестана в анонимном персидском сочинении 1126 г. История, археология и этнография Кавказа. Махачкала, 17(1), 43–60.

11. Тимохин, Д. М. (2024). Рассказ о кочевых тюркских племенах в анонимном персидском сочинении «Муджмал ат-таварих ва-л-кисас»: на примере Гейдельбергского списка рукописи. VI Международная научная конференция «Архивное востоковедение». Москва, 20–22 ноября 2024 года, 114–115.

12. Тимохин, Д. М. (2025). Рассказ о путешествии Саллама ат-Тарджумана в составе Муджмаль ат-таварих ва-ль-кисас. История Ближнего Востока и Северной Африки в Средние века и Новое время: проблемы, параллели, аналогии. М.: ИВ РАН. (в печати).

13. Martinez, A.P. (1982). Gardīzī’s Two Chapters on the Turks. Archivum Eurasiae Medii Aevi, 2, 109–217.

14. Mohammad Balʻamy, (1974). Tarikh-i Balʻamy (Muhammad Taqi Bahar, Ed.). Chapkhana Tabish.

15. Moğmal-ot-Tavārīḫ vaʾl-Qaṣaṣ. In Codex Heidelbergensis Orientalis 118 (291f). F. 49v — 51r. https://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/codheidorient118

16. Molnár, Á. (1994). Weather-magic in Inner Asia. Research Institute for Inner Asian Studies.

17. Mohl, J. (1841). Extraits du Modjmel al-Tewarikh relatifs à l’histoire de Perse, traduits de persan. Journal Asiatique, 3(11), 136–178, 258–301, 320–361.

18. Mohl, J. (1841). Extraits du Modjmel al-Tewarikh relatifs à l’histoire de Perse, traduits de persan. Journal Asiatique, 3(12), 497–536.

19. Mohl, J. (1842). Extraits du Modjmel al-Tewarikh relatifs à l’histoire de Perse, traduits de persan. Journal Asiatique, 3(14), 113–152.

20. Mohl, J. (1843). Extraits du Modjmel al-Tewarikh relatifs à l’histoire de Perse, traduits de persan. Journal Asiatique, 4(1), 385–432.

21. Mujmal at-tawarih wa-l-kisas. (1939). Chaphaney-e Havar Tehran.

22. Mujmal at-tawarikh wa-l-qisas. (2000). In Seifeddin Najmabadi & Siegfried Weber (Eds.),

23. Mujmal at-tawarikh wa-l-qisas. Eine persische Weltgeschichte aus dem 12. Jahrhundert. Deux Mondes.

24. Quatremère, E. (1839). De l’ouvrage persan qui a pour titre Moudjmel-attawarikh: Sommaire des histories. Journal Asiatique, 3(7), 246–285.

25. Weber, S. & Riedel, D. (2012). Mojmal al-tawariḵ wa'l-qeṣaṣ. In Encyclopædia Iranica. http://www.iranicaonline.org/articles/mojmal-al-tawarik


Рецензия

Для цитирования:


Тимохин Д.М. Предание о Йафете ибн Нухе в составе «Муджамал ат-таварих ва-л-кисас». Islamology. 2025;14(1):72-82.

For citation:


Timokhin D.M. The legend of Yafet ibn Nuh in the composition of «Mujamal at-tawarih wa-l-qisas». Islamology. 2025;14(1):72-82. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)