«Туркестанские мусульманские общины… были лишены этого счастья». История бытования перевода и толкования Корана Тарази в советском Узбекистане
https://doi.org/10.24848/islmlg.11.1.07
Аннотация
Среди богословов, оказавших влияние на процессы реисламизации в позднесоветской и ранней постсоветской Средней/Центральной Азии, особого внимания заслуживает имя авторитетного туркестанского эмигранта и видного ученого Саййида Махмуда Тарази (ок. 1895–1991), более известного под почетным прозвищем Алтин-хан-тура. Настоящая статья посвящена предварительному обзору истории бытования в советском Узбекистане наиболее популярного труда Тарази — первого полного подстрочного перевода Корана на среднеазиатский тюрки с комментариями. За менее чем полувековой период его работа претерпела более десяти изданий в различных регионах мусульманского мира. Как показывают сведения археографических и полевых изысканий, труд Тарази входил в книжный репертуар некоторых местных религиозных деятелей, в том числе особо видных «официальных» и «неофициальных» богословов региона, и мог оказать влияние на их творчество. Ввиду того, что личность Тарази еще не вполне вписана в дискурс «советского ислама», в статье также приводится краткая биография ученого в контексте его прямых и «тайных» связей с местными ‘улама’. Фокус статьи на исследовании истории бытования перевода Корана Тарази позволяет в определенной степени отразить процессы реисламизации, которые имели место в Средней/Центральной Азии в рассматриваемый период
Об авторе
Ф. ХуснутдиновУзбекистан
Филипп Хуснутдинов, аспирант
Список литературы
1. Первичные источники
2. ИВ АН РУз — Институт востоковедения имени Абу Райхана Бируни Академии наук Республики Узбекистан.
3. Ал-Кашгари, М.-З. (1413/1992). Тафсир ‘Амма йатаса’алун. Доха: Матабиދ ал-ދаруба.
4. Кур’ан карим. (1375/1956а). Мутарджам ва-мухашша би-л-луга ат-туркистанийа би-калам ал-‘абд ал-‘аджиз ас-Саййид Махмуд ат-Тарази ал-Мадани. Т. 1–6. Бомбей: ал-Матба‘а ал-каримийа ал-ка’ина фи Бамбай ал-Хинд (ИВ АН РУз, Фонд Хамида Сулайманова, лит. №№ 4015–4020).
5. Кур’ан карим. (1375/1956b). Мутарджам ва-мухашша би-л-луга ат-туркистанийа бикалам ал-‘абд ал-‘аджиз ас-Саййид Махмуд ат-Тарази ал-Мадани. Бомбей: ал-Матба‘а алкаримийа ал-ка’ина фи Бамбай ал-Хинд.
6. Кур’ан карим. (1395/1975). Мутарджам ва-мухашша би-л-луга ат-туркистанийа бикалам ас-Саййид Махмуд бин ас-Саййид Назир ат-Тарази ал-Мадани. 4-е изд. Медина: Мактабат Дар ал-иман.
7. Кур’ан карим. (1401/1980-81). Мутарджам ва-мухашша би-л-луга ат-туркистанийа би-калам ас-Саййид Махмуд бин ас-Саййид Назир ат-Тарази ал-Мадани. Джидда: Дар ал-фунун ли-т-тиба‘a ва-н-нашр.
8. Кур’ан карим. (1993). Мутарджам ва-мухашша би-л-луга ат-туркистанийа би-калам ал-‘аджиз ас-Саййид Махмуд бин ас-Саййид Назир ат-Тарази ал-Мадани. Катар: [Б. и.].
9. Кур’ан карим. Мутарджам узбак. ([Не ранее 22.10.1412/24.04.1992]). Мутарджам вамухашша би-л-луга ат-туркистанийа: ал-‘абд ал-‘аджиз ас-Саййид Махмуд ат-Тарази ал-Мадани. Карачи: Bali’s Shoes Saddar.
10. Ал-Қуръон ул-карим. (1994). Ал-Қуръон ул-карим (ўзбек тилида изоҳли таржима). Таржимон ва тафсир қилувчи — Саййид Маҳмуд ибн Саййид Назир ат-Тарозий ал-Мадиний — Олтинхон Тўра. Ҳожи Исматуллоҳ Абдуллоҳ (сост., ред.). 1-е изд. Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти.
11. Ал-Қуръон ал-карим. (2002). Ал-Қуръон ал-карим маъноларининг таржимаси ва шарҳлар.Маъноларни таржима ва тафсир қилувчи — Саййид Маҳмуд ибн Саййид Назир ат-Тарозий ал-Маданий (Олтинхон Тўра). Ҳожи Исматуллоҳ Абдуллоҳ (сост., ред.). 2-е изд. Тошкент: ФАН.
12. Қуръони Карим. (2006). Қуръони Карим. Оятлари маъноларининг изоҳли таржимаси. Таржима ва изоҳлар муаллифи Шайх Муҳаммаджон мулло Рустам уғли (Мавлавий ҳожи Ҳиндистоний). С. Сайфуллоҳ (сост., ред.). Тошкент: Мовароуннаҳр.
13. Ал-Ма‘айириджи, Х. (1993). Тарджамат хайат ал-муʼаллиф. Кур’ан карим. Мутарджам ва-мухашша би-л-луга ат-туркистанийа би-калам ал-‘аджиз ас-Саййид Махмуд бин ас-Саййид Назир ат-Тарази ал-Мадани. Катар: [Б. и.]. С. 709–710.
14. Вторичные источники
15. Бабаджанов, Б.М. (2001). Накшбандийские группы. А.А. Хисматулин (ред.). Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования): Сб. ст. памяти Фритца Майера (1912–1998). СПб: Филологический факультет СПбГУ. С. 331–359.
16. Бабаджанов, Б.М. (2006а). Ибрахим-хазрат. С.М. Прозоров (ред.). Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Т. I. М.: Вост. лит. С. 155–156.
17. Бабаджанов, Б.М. (2006b). Хиндустани. С.М. Прозоров (ред.). Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Т. I. М.: Вост. лит. С. 426–428.
18. Бабаджанов, Б.М., Муминов, А.К., фон Кюгельген, A. (2007). Диспуты мусульманских религиозных авторитетов в Центральной Азии в ХХ веке: критические издания и исследования источников. Алматы: Дайк-Пресс.
19. Бабаджанов, Б.М., Хамидов, М.-А. (2018). Мухаммад-Содик. С.М. Прозоров (ред.). Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Т. II. М.: Наука — Вост. лит. С. 267–270.
20. Ал-Бухари, Мансур б. ދАбд ал-Баки ал-Андиджани. (1434/2013). ދУламаʼ Ма вараʼ аннахр ал-мухаджирин ли-л-Харамайн. Стамбул: Дар ал-мирас ан-набавий ли-д-дирасат аттахкик ва-хидмат ат-турас.
21. Ал-Бухари, Мансур б. ދАбд ал-Баки ал-Андиджани. (1440–2019). ދУламаʼ Ма вараʼ аннахр ал-мухаджирин ила-л-Мадина ал-мунаввара ва-л-Кахира фи-л-карн 14 ал-хиджри ва-асарухум ал-фикрийа ва-л-адабийа ва-с-сакафийа фи-л-махджар. Саދд Мухаммад ދАбд ал-Гаффар (ред.). Абхас муʼтамар «Исхамат билад Ма вараʼ ан-нахр фи исраʼ ал-хадара ал-исламийа» (ад-даура ас-санийа — Ибрил, 2019). Ал-Джузʼ ас-сани. Матрух: Мактабат Миср ал-ދамма би-Матрух. С. 49–78.
22. Ғафуров, И. (2009, 17 апрель). Қуръон таржималари: тажрибалар. Ўзбекистон адабиёти ва санъати, 16 (3999), 3–4.
23. Жалилов, С. (1997) Сайид Маҳмуд Тарозий — Олтинхон Тўра. Ю. Шокиров (ред.). Тошкент: Абдулла Қодирий номидаги халқ мероси нашриёти.
24. Йўлдошхўжаев, Ҳ., Қаюмова, И. (2015). Ўзбекистон уламолари. У. Алимов, Б. Бобожонов (ред.). Тошкент: Movarounnahr.
25. Королева, Л.А., Королев, А.А. (2008). Ислам в СССР: некоторые аспекты государственно-религиозной политики. Альманах современной науки и образования, 6 (13), 110–112.
26. Қосимов, Э. (1991, 15 ноябрь). Олтинхон тўра васияти. Ислом оламида донг таратган машҳур ватандошимиз ва унинг оила аъзолари саргузаштлари. Тошкент ҳақиқати, 221 (10.217), 4.
27. Қўқондий, Н. (1991). Муборак ҳаж сафари. Тошкент: Камалак.
28. [Матқулов], А. (2017). Сўзбоши. Абдул Азим Зиёуддин (ред.). Саййид Маҳмуд Тарозий. Нурул басар. Самарқанд: Бухорий халқаро маркази нашриёти. С. 4–7.
29. Обидов, Р. (2008). Марказий Осиё олимларининг тафсир соҳасида тадқиқотлари (Тошкент ислом университети малака ошириш курси учун маъруза матни). Тошкент: [Б. и.].
30. Уватов, У. (1994, 4 май). Мударрис. Саййид Маҳмуд Тарозий ҳаёти ва фаолияти ҳақидаги дастлабки маълумотлар. Халк сўзи, 87 (835), 2.
31. Утепбергенова, У., Муминов, А., Баетова, К. Шами-дамулла (2018). С.М. Прозоров (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Т. II. М.: Наука — Вост. лит. С. 436–440.
32. Халид, А. (2010). Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии. А.Б. Богданова (пер. с англ.). М.: Новое литературное обозрение.
33. Халилова, З., Бабаджанов, Б. (2017). Советская идеология в медресе: политические контексты и учебная практика. Islamology, 2, 30–52. doi: http://dx.doi.org/10.24848/islmlg.07.2.02
34. Худайар, И. (1379/2000–2001). Му‘аррифи-йи чанд тарджума-йи Кур’ан-и карим ба-забан-и узбаки. Тарджуман-и вахи, 7, 92–96 [http://ensani.ir/file/download/article/20101106123337-58.pdf, доступ от 6.11.2020].
35. Хуснутдинов, Ф. (2021). «Человек, которого нельзя забывать»: к истории знакомства Мусы Бигеева и Саййида Махмуда Тарази. Ислам в современном мире, 17 (3), 165–176. doi:10.22311/2074-1529-2021-17-3-165-176
36. Шамсутдинов, Р. (2018). Қатағон қилинган юртдошларни хотирлаб. Тошкент: Akademnashr.
37. Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. (2012). Тафсир Хилал. 30-джуз. Ташкент: Sharq.
38. Шумовский, Т. (2009). Свет с Востока. СПб: Диля.
39. Bennigsen, A., Wimbush, E. (1985). Mystics and Commissars: Sufism in the Soviet Union. Berkeley: University of California Press.
40. DeWeese, D. (2002). Islam and the Legacy of Sovietology: a Review Essay on Yaacov Ro’y’s Islam in the Soviet Union. Journal of Islamic Studies, 13(3), 298–330.
41. Mazman, N. (2018). Hindistan’da basilmiş bir Kur’an tercümesi: mütercem ve muhaşşa bi’llugati’t-türkistâniyye. Çukurova Üniversitesi Türkoloji Araştırmaları Dergisi, 3(1), 131–153.
42. Metcalf, B. (2014). Islamic Revival in British India: Deoband, 1860-1900. (Course Book ed.). Princeton: Princeton University Press.
43. Tasar, E. (2016). The OWcial Madrasas of Soviet Uzbekistan. Journal of the Economic and Social History of the Orient, 59(1‒2), 265–302.
Рецензия
Для цитирования:
Хуснутдинов Ф. «Туркестанские мусульманские общины… были лишены этого счастья». История бытования перевода и толкования Корана Тарази в советском Узбекистане. Islamology. 2021;11(1):84-103. https://doi.org/10.24848/islmlg.11.1.07
For citation:
Khusnutdinov F. "Turkestani Muslim communities… have been deprived of this happiness! The Dissemination of Tarazi's Qur'an Translation and Exegesis in Soviet Uzbekistan. Islamology. 2021;11(1):84-103. (In Russ.) https://doi.org/10.24848/islmlg.11.1.07