Читая Асада, Ахмеда и Халлака: что есть ислам сегодня?
https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.01
Аннотация
Данное эссе представляет собой краткий обзор трех книг — «Что такое ислам? Важность исламскости» Шахаба Ахмеда (2016), «Cекулярные переводы: национальное государство, современное “я” и расчетливый разум» Талала Асада (2018) и «Переосмысление ориентализма: критика современного знания» Ваэля Халлака (2018). Аргументы авторов анализируются с точки зрения происходящего на Западе «лингвистического поворота» в исследованиях ислама, то есть создания методологической парадигмы, в которой признается ценность полисемии глобального мусульманского сообщества (в прошлом и настоящем) и уделяется внимание множественности языков (имперский, колониальный, академический и др.) для описания ислама. В заключение эссе обсуждаются сильные и слабые стороны этой парадигмы и ее применимость к исследованиям ислама в России.
Список литературы
1. Ahmed, S. (2016). What is Islam? The Importance of Being Islamic. Oxford: Princeton University Press.
2. Asad, T. (1986). The Idea of an Anthropology of Islam. Washington, D.C: Center for Contemporary Arab Studies, Georgetown University.
3. Asad, T. (2018). Secular Translations: Nation-State, Modern Self, and Calculative Reason. New York, NY: Columbia University Press.
4. Austin, J.L. (1962). How to Do Things with Words. Oxford: Oxford Clarendon Press.
5. Butler, J. (1993). Bodies that Matter: On the Discursive Limits of ‘Sex’. New York, NY: Routledge. Foucault, M. (1968). Généalogie des Sciences. Paris: Seuil.
6. Foucault, M. (1975). Surveiller et punir: naissance de la prison. Paris: Gallimard.
7. Habermas, J. (2006). Religion in the Public Sphere. European Journal of Philosophy, 14(1), 1-25.
8. Hallaq, W.B. (2005). What is Shari'a? Yearbook of Islamic and Middle Eastern Law, 12, 151180.
9. Hallaq, W.B. (2009). Groundwork of the Moral Law: A New Look at the Qur'ān and the Genesis of Sharī'a. Islamic Law and Society, 16(3/4), 239-279.
10. Hallaq, W.B. (2012). The Impossible State: Islam, Politics, and Modernity’s Moral Predicament. New York, NY: Columbia University Press.
11. Hallaq, W.B. (2018). Restating Orientalism: A Critique of Modern Knowledge. New York, NY: Columbia University Press.
12. Ross, D. (2020). Tatar Empire: Kazan’s Muslims and the Making of Imperial Russia. Bloomington, IN: Indiana University Press.
13. Said, E.W. (1978). Orientalism. New York, NY: Pantheon Books.
14. Spannaus, N. (2019). Preserving Islamic tradition: Abū Na�r Qūr�āwī and the Beginnings of Modern Reformism. Oxford: Oxford University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Сибгатуллина Г. Читая Асада, Ахмеда и Халлака: что есть ислам сегодня? Islamology. 2020;10(2):8-18. https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.01
For citation:
Sibgatullina G. Reading Asad, Ahmed, and Hallaq: What is Islam Today? Islamology. 2020;10(2):8-18. (In Russ.) https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.01