Preview

Islamology

Расширенный поиск

Доктринальные принципы и ритуальная практика тариката Накшбандийа

Аннотация

Тарикат Накшбандийа — суфийский орден, основанный Хваджой Баха’ ад-Дином Мухаммадом Накшбандом Бухари (718–791 л. х.1/1318–1389) и представляющий собой ответвление тариката Хваджаган. Как следствие, основания идеологии этого тариката следует искать во взглядах Хваджи Йусуфа Хамадани (440–535 л. х./ 1048–1140) и Хваджи ‘Абд ал-Халика Гидждувани (ум. 575 л. х./1180). Несмотря на большую хронологическую дистанцию, Хваджа Баха’ ад-Дин Накшбанд считал себя непосредственным учеником Хваджи ‘Абд ал-Халика Гидждувани.

После Хваджи Баха’ ад-Дина Мухаммада тарикат Накшбандийа за короткий промежуток времени получил распространение в Мавераннахре и Хорасане, а его последователи Хваджа ‘Ала’ ад-Дин ‘Аттар (ум. 802 л. х./1400), Мухаммад Парса (ум. 822 л. х./1420) и Йа‘куб Чархи (ум. 851 л. х./ 1447) выполняли обязанности муршидов и сыграли важную роль в популяризации этого тариката, а после появления Хваджи ‘Убайдаллаха Ахрара (806–895 л. х./1404–1489), наиболее влиятельного шейха тимуридского периода, этот тарикат обрел еще бoльшие влияние и известность.

Этическое учение тариката предполагает полное подчинение адепта нормам шариата, следование Сунне Посланника Аллаха2, отказ от доктринальных или ритуальных нововведений и «постоянство в поклонении», т. е. непрестанную практику зикра, — а потому вызывало уважение даже у противников суфизма и традиционалистов (’ахл ал-хадис).

Настоящая статья имеет целью изложить принципы и основы религиозного учения тариката Накшбандийа и дать общий обзор его медитативных практик (муракаба), представив тем самым читателю последовательное изложение принципов духовного самосовершенствования (сулук) данного тариката.

Об авторе

Хамед Наджи Эсфахани
Исфаханский университет
Иран

Хамед Наджи Эсфахани, Кафедра философии



Список литературы

1. ан-Набулси, ‘Абд ал-Гани (1429 л. х./2008). Мифтах ал-ма‘ийа фи дастур ат-тарикатан-Накшбандийа. Т. 1. Каир: Ад-Дар ал-Джаудийа.

2. Джами, ‘Абд ар-Рахман (1375/1996). Нафахат ал-унс, под ред. Махмуда ‘Абиди. Тегеран: интишарат-и Иттила‘ат.

3. Дихлави, Шах ‘Абдаллах (1376/1997). Дурар ал-ма‘ариф, под ред. Аййуба Ганджи. Санандадж: Интишарат-и Курдистан.

4. Кади, ‘Абд ар-Рахим (1388/2009). Хвадж Баха’ ад-дин Накшбанд ва Накшбандийа дар даура-йи Таймур. Санандадж: интишарат-е Курдистан.

5. Кашифи, Хусайн ибн ‘Али (1356/1977). Рашахат ‘айн ал-хайат фи манакиб машайих ат-тарикат ан-Накшбандийа, под ред. ‘Али Асгара Ма‘инийана. Тегеран: Бунйад-и никукари-йи Нурийани.

6. Наршахи, Абу Бакр (1363/1984). Та’рих-и Бухара, пер. Абу Насра ал-Кубави, под ред. Мударриса Разави. Тегеран: Тус.

7. Парса, Хваджа Мухаммад (1354/1975). Кудсийа, под ред. Ахмада Тахири ‘Ираки. Тегеран: Интишарат-и Тахури.

8. Парса, Хваджа Мухаммад (1381/2002). Фасл ал-хитаб, под ред. Джалила Мисгарнижада. Тегеран: Марказ-и нашр-и данишгахи.

9. Рахими Йазтапа (1381/2002). ‘Ирфан-и назари ва ‘амали-йи тарика-йи Накшбандийа-и муджаддидийа. Гурган: Интишарат-и Махтум Кули Фираги.

10. Санандаджи, Мирза Шукраллах (1375/1996). Тухаф-и Насири, под ред. Хишматаллаха Тайиби. Тегеран: Амир Кабир.

11. Таваккули, Мухаммад Ра’уф (1381/2002). Та’рих-и тасаввуф дар Курдистан. Тегеран: нашр-и Таваккули.

12. Ширази, Мухаммад Ма‘сум (б.д.). Тара’ик ал-хака’ик. Т. 3. Тегеран: Интишарат-е Сана’и.


Рецензия

Для цитирования:


Эсфахани Х.Н. Доктринальные принципы и ритуальная практика тариката Накшбандийа. Islamology. 2022;12(1):6-19.

For citation:


Isfahani H.N. Doctrinal principles and ritual practise of Naqshbandiyya order. Islamology. 2022;12(1):6-19. (In Russ.)

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)