Доктринальные принципы и ритуальная практика тариката Накшбандийа
Аннотация
Тарикат Накшбандийа — суфийский орден, основанный Хваджой Баха’ ад-Дином Мухаммадом Накшбандом Бухари (718–791 л. х.1/1318–1389) и представляющий собой ответвление тариката Хваджаган. Как следствие, основания идеологии этого тариката следует искать во взглядах Хваджи Йусуфа Хамадани (440–535 л. х./ 1048–1140) и Хваджи ‘Абд ал-Халика Гидждувани (ум. 575 л. х./1180). Несмотря на большую хронологическую дистанцию, Хваджа Баха’ ад-Дин Накшбанд считал себя непосредственным учеником Хваджи ‘Абд ал-Халика Гидждувани.
После Хваджи Баха’ ад-Дина Мухаммада тарикат Накшбандийа за короткий промежуток времени получил распространение в Мавераннахре и Хорасане, а его последователи Хваджа ‘Ала’ ад-Дин ‘Аттар (ум. 802 л. х./1400), Мухаммад Парса (ум. 822 л. х./1420) и Йа‘куб Чархи (ум. 851 л. х./ 1447) выполняли обязанности муршидов и сыграли важную роль в популяризации этого тариката, а после появления Хваджи ‘Убайдаллаха Ахрара (806–895 л. х./1404–1489), наиболее влиятельного шейха тимуридского периода, этот тарикат обрел еще бoльшие влияние и известность.
Этическое учение тариката предполагает полное подчинение адепта нормам шариата, следование Сунне Посланника Аллаха2, отказ от доктринальных или ритуальных нововведений и «постоянство в поклонении», т. е. непрестанную практику зикра, — а потому вызывало уважение даже у противников суфизма и традиционалистов (’ахл ал-хадис).
Настоящая статья имеет целью изложить принципы и основы религиозного учения тариката Накшбандийа и дать общий обзор его медитативных практик (муракаба), представив тем самым читателю последовательное изложение принципов духовного самосовершенствования (сулук) данного тариката.
Список литературы
1. ан-Набулси, ‘Абд ал-Гани (1429 л. х./2008). Мифтах ал-ма‘ийа фи дастур ат-тарикатан-Накшбандийа. Т. 1. Каир: Ад-Дар ал-Джаудийа.
2. Джами, ‘Абд ар-Рахман (1375/1996). Нафахат ал-унс, под ред. Махмуда ‘Абиди. Тегеран: интишарат-и Иттила‘ат.
3. Дихлави, Шах ‘Абдаллах (1376/1997). Дурар ал-ма‘ариф, под ред. Аййуба Ганджи. Санандадж: Интишарат-и Курдистан.
4. Кади, ‘Абд ар-Рахим (1388/2009). Хвадж Баха’ ад-дин Накшбанд ва Накшбандийа дар даура-йи Таймур. Санандадж: интишарат-е Курдистан.
5. Кашифи, Хусайн ибн ‘Али (1356/1977). Рашахат ‘айн ал-хайат фи манакиб машайих ат-тарикат ан-Накшбандийа, под ред. ‘Али Асгара Ма‘инийана. Тегеран: Бунйад-и никукари-йи Нурийани.
6. Наршахи, Абу Бакр (1363/1984). Та’рих-и Бухара, пер. Абу Насра ал-Кубави, под ред. Мударриса Разави. Тегеран: Тус.
7. Парса, Хваджа Мухаммад (1354/1975). Кудсийа, под ред. Ахмада Тахири ‘Ираки. Тегеран: Интишарат-и Тахури.
8. Парса, Хваджа Мухаммад (1381/2002). Фасл ал-хитаб, под ред. Джалила Мисгарнижада. Тегеран: Марказ-и нашр-и данишгахи.
9. Рахими Йазтапа (1381/2002). ‘Ирфан-и назари ва ‘амали-йи тарика-йи Накшбандийа-и муджаддидийа. Гурган: Интишарат-и Махтум Кули Фираги.
10. Санандаджи, Мирза Шукраллах (1375/1996). Тухаф-и Насири, под ред. Хишматаллаха Тайиби. Тегеран: Амир Кабир.
11. Таваккули, Мухаммад Ра’уф (1381/2002). Та’рих-и тасаввуф дар Курдистан. Тегеран: нашр-и Таваккули.
12. Ширази, Мухаммад Ма‘сум (б.д.). Тара’ик ал-хака’ик. Т. 3. Тегеран: Интишарат-е Сана’и.
Рецензия
Для цитирования:
Эсфахани Х.Н. Доктринальные принципы и ритуальная практика тариката Накшбандийа. Islamology. 2022;12(1):6-19.
For citation:
Isfahani H.N. Doctrinal principles and ritual practise of Naqshbandiyya order. Islamology. 2022;12(1):6-19. (In Russ.)