Правовая помощь в мечетях Центральной России: между гражданским активизмом и бюрократией
https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.04
Аннотация
В статье рассматривается феномен оказания мечетями в регионах Центральной России правовой помощи прихожанам на примере мечетей в Ярославле и Костроме. При этом исследуется вопрос о том, являются ли подобные практики симптомами бюрократизации мечетей и ислама или же это проявления гражданского активизма мусульманского сообщества в современной России? На основе эмпирических данных, собранных в ходе наблюдений и интервью в Ярославле и Костроме в 2018–2019 годах, автор приходит к выводу о том, что рассматриваемые случаи юридических консультаций в мечетях находятся на пересечении одновременно двух логик: бюрократизации и становления гражданской идентичности мусульман. Более того, автор приводит доводы о том, что неразрешимого противоречия между указанными логиками нет, вопреки обыденному противопоставлению понятий бюрократии и активизма.
Список литературы
1. В Костроме открыли мемориальную мечеть. Режим доступа: https://rg.ru/2017/05/05/reg-cfo/v-kostrome-otkryli-memorialnuiu-mechet.html (дата обращения: 12.01.2021).
2. Верховный суд запретил хиджабы в ставропольских школах. Режим доступа: https://rg.ru/2013/07/10/pravo-site.html (дата обращения: 12.01.2021).
3. Всероссийская перепись населения 2010 г. Костромская область. Режим доступа: https://kostroma.gks.ru/folder/30818 (дата обращения: 12.01.2021).
4. Всероссийская перепись населения 2010 года. Ярославская область. Режим доступа: https://yar.gks.ru/folder/39215, (дата обращения: 12.01.2021).
5. Духовное управление мусульман Ярославской области (Ярославский мухтасибат). Духовное управление мусульман Российской Федерации. Режим доступа: http://dumrf.ru/common/org/8148 (дата обращения: 12.01.2021).
6. Костромская область в цифрах. Краткий статистический сборник (2020). Режим доступа: https://clck.ru/SdYL9 (дата обращения: 12.01.2021).
7. Мусульманская община Костромской области. Духовное управление мусульман Российской Федерации. Режим доступа: http://dumrf.ru/regions/44/interview/6707 (дата обращения: 12.01.2021).
8. Стали известны победители областного конкурса грантов. Режим доступа: https://k1news.ru/news/economy/na-16-proektov-kostromichey-dadut-dengi-iz-oblastnoy-kazny/ (дата обращения: 12.01.2021).
9. Шариат или Законодательство Российской Федерации? Текст пятничной проповеди на сайте ДУМ Ярославской области (2013). Режим доступа: https://islamyar.ru/shariat-ilizakonodatel’stvo-rossiyskoy-federatsii.htm (дата обращения: 08.12.2018).
10. Ярославская область в цифрах: официальное издание, 2019 год. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области. Режим доступа: http://surl.li/jasz (дата обращения: 12.01.2021).
11. Al-Krenawi, A. (2016). The role of the mosque and its relevance to social work. International Social Work, 59(3), 359-367. doi: 10.1177/0020872815626997.
12. Atia, M. (2013). Building a House in Heaven: Pious Neoliberalism and Islamic Charity in Egypt. Minneapolis: University of Minnesota Press.
13. Banfi, E. (2018). Welfare activities by new religious actors: Islamic organizations in Italy and Switzerland. Basel: Springer.
14. Benda-Beckmann F. (2002). Who is Afraid of Legal Pluralism? Journal of Legal Pluralism, 47, 37-83.
15. Bernstein, A., Mertz, E. (2011). Introduction. Bureaucracy: Ethnography of the State in Everyday Life. Polar: Political and Legal Anthropology Review, 34(1), 6-10. doi: 10.1111/j.15552934.2011.01135.x.
16. Black, D. (1983). Crime as Social Control. American Sociological Review, 48(1), 34-45. doi: 10.2307/2095143.
17. Cojocaru, D., Cojocaru, S., & Sandu, A. (2011). The Role of Religion in the System of Social and Medical Services in Post-Communism Romania. Journal for the Study of Religions and Ideologies, 10(28), 65-83.
18. Geertz, C. (1973). The interpretation of cultures: selected essays. New York: Basic Books. Girtler, R. (1996). Die 10 Gebote der Feldforschung. Sozialwissenschaften und Berufspraxis, 19(4), 378-379.
19. Hall, B. (2018). Art and activism of the ‘war on terror’ generation: British Muslim youth and the politics of refusal. POMEPS Studies 32, The Politics of Islam in Europe and North America.
20. Available at: https://pomeps.org/art-and-activism-of-the-war-on-terror-generation-britishmuslim-youth-and-the-politics-of-refusal (accessed 12.01.2021).
21. Hurd, E. (2007). Political Islam and Foreign Policy in Europe and the United States. Foreign Policy Analysis, 3(4), 345-367. doi: 10.1111/j.1743-8594.2007.00054.x.
22. Lazarev, E. (2018). Laws in Conflict: Legacies of War and Legal Pluralism in Chechnya. Doctoral theses. Submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in the Graduate School of Arts and Sciences Columbia University. Available at https:// academiccommons.columbia.edu/doi/10.7916/D8FF58S2 (accessed 12.01.2021).
23. Müller, D. (2018). Hybrid Pathways to Orthodoxy in Brunei Darussalam: Bureaucratised Exorcism, Scientisation and the Mainstreaming of Deviant-Declared Practices. Journal of Current Southeast Asian AVairs, 37(1), 141-183. doi: 10.1177/186810341803700106.
24. Müller, D., Steiner, K. (2018). The Bureaucratisation of Islam in Southeast Asia: Transdisciplinary Perspectives. Journal of Current Southeast Asian AVairs, 37(1), 3-26. doi: 10.1177/186810341803700101.
25. Nelken D. (2016). Comparative Legal Research and Legal Culture: Facts, Approaches, and Values. Annual Review of Law and Social Science, 12(1), 45-62.
26. Subrahmanyam, S. (1998). Reflections on State-Making and History-Making in South India, 1500-1800. Journal of the Economic and Social History of the Orient, 41(3), 382-416. doi: 10.1163/156852098323213147.
27. Westfall, A. (2018). Mosque Involvement and Political Engagement in the United States. Politics and Religion, 12(4), 678-709. doi: 10.1017/s1755048318000275.
28. Yükleyen, A., Yurdakul, G. (2011). Islamic Activism and Immigrant Integration: Turkish Organizations in Germany. Immigrants & Minorities, 29(1), 64-85. doi: 10.1080/02619288.2011.553134.
29. Дудорова, А.С., Маркова, Н.М. (2019). Запрет ношения хиджаба в российских школах: история развития конфликта. Научный журнал, 6, 58–61.
30. Зорин, В.Ю. (2016). Мусульмане России: реалии формирования гражданской идентичности. Ислам в современном мире, 12(2), 117–126.
31. Муренин, Н. (2015). Татарская слобода и мечеть в Костроме. Кострома.
32. Рагозина, С.А. (2018). Защищая «традиционный» ислам от «радикального»: дискурс исламофобии в российских СМИ. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 36(2), 272-299. doi: 10.22394/2073-7203-2018-36-2-272-299.
33. Сафаров, М. (2014). Посещение мечети в современной религиозной практике московских татар. Антропологический форум, 23, 108–122.
34. Сюкияйнен, Л.Р. (2008). Исламское право в правовых системах мусульманских стран: от доктрины к законодательству. Право, журнал НИУ ВШЭ, 2, 97–109.
35. Черновская, В.В. (2010). Ярославская соборная мечеть: к 100-летию со дня основания. Ярославль: Академия 76.
36. Черновская, В.В. (2018). Служилые татары в Центральной России в XVI–XVII веках (на примере Ярославля). Средневековые тюрко-татарские государства, 10, 101–109.
37. Шанин, Т. (1998). Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни. Социологический журнал, 3–4, 101–116.
38. Шедов, Д. (2019). Понимание правовой культуры: дискурсивные традиции и объяснительный потенциал. Журнал исследований социальной политики, 17(3), 479–486.
Рецензия
Для цитирования:
Шедов Д. Правовая помощь в мечетях Центральной России: между гражданским активизмом и бюрократией. Islamology. 2020;10(2):53-69. https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.04
For citation:
Shedov D. Legal Aid in Mosques in Central Russia: Between Civic Activism and Bureaucracy. Islamology. 2020;10(2):53-69. (In Russ.) https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.04