Круглый стол «Быть мусульманином в России: контексты, теории и методы изучения мусульманской идентичности»
https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.10
Аннотация
Главный вопрос этого мероприятия может показаться чрезвычайно общим, но от того, на наш взгляд, он не становится менее актуальным и значимым: как изучать ислам и мусульман в России? Часто складывается впечатление, что едва ли вообще можно говорить о сообществе исследователей ислама как таковом: например, антропологи религии могут не пересекаться со специалистами по средневековой мусульманской литературе в исследовательском пространстве, в то время как и те, и другие изучают различные аспекты исламской традиции. Однако усложнение коммуникационных процессов и появление новых контекстов трансформируют не только религиозную действительность и идентичность мусульман, но и подходы к их изучению. И классических подходов в лоне востоковедной науки явно недостаточно: исследователи все чаще обращаются к инструментарию социологии, политологии, исследований масс-медиа и так далее. Основная цель данного мероприятия состояла в попытке инициировать междисциплинарную дискуссию об осмыслении текущего опыта и перспективах современной науки об исламе.
Список литературы
1. Ahmed, Sh. (2015). What is Islam? The Importance of Being Islamic. Princeton University Press.
2. Bobrovnikov, V. (2020). Inventing a New Legal Tradition: the Discourse of ‘Traditional Islam’ in Post-Communist Dagestan. In R. Bekkin (ed.). The Concept of ‘Traditional Islam’ in Modern Islamic Discourse in Russia (pp. 243-250). Sarajevo: Center for Advanced Studies.
3. Bustanov, A., Kemper, M. (2013). Valiulla Iakupov’s Tatar Islamic Traditionalism. Asiatische Studien / Études Asiatiques, 67(3), 809-835.
4. Garaev, D. (2017). Jihad as Passionarity: Said Buriatskii and Lev Gumilev. Islam and Christian-Muslim Relations, 28(2), 209-213.
5. Geertz, С. (1973). Thick Descriptions Toward an Interpretive Theory of Culture, In The interpretation of culture (pp. 3-30). N.Y.: Basic book.
6. Hallaq, W. (2018). Restating Orientalism: A Critique of Modern Knowledge. New York: Columbia University Press.
7. Kalinovsky, A., Bobrovnikov, V. (2021). Fazliddin Muhammadiev’s Journey to the ‘Other World’. The History of a Cold War ajjnāma. Die Welt des Islams (in print).
8. Kotkin, S. (1995). Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. University of California. Said, E.W. (2003). Orientalism. London: Penguin books.
9. Sartori, P. (2019). Of Saints, Shrines, and Tractors: Untangling the Meaning of Islam in Soviet Central Asia. Journal of Islamic Studies, 30(3), 367-405.
10. Schielke, S. (2012). Being a Nonbeliever in a Time of Islamic Revival: Trajectories of Doubt and Certainty in Contemporary Egypt. International Journal of Middle East Studies, 44(2), 301-320.
11. Sibgatullina, G., Kemper, M. (2017). Between Salafism and Eurasianism: Geidar Dzhemal and the Islamic Revolution in Russia. Islam and Christian-Muslim Relations, 28(2), 219-236.
12. Tasar, E. (2020). Mantra: a Review Essay on Islam in Soviet Central Asia. Journal of the Economic and Social History of the Orient, 63(3), 389-433.
13. Tuna, M. (2015). Imperial Russia’s Muslims: Islam, Empire and European Modernity, 1788-1914. Cambridge: Cambridge University Press.
14. Абашин, С. (2015). В.П. Наливкин: «…будет то, что неизбежно должно быть; и то, что неизбежно должно быть, уже не может не быть…». Абашин, С.Н., Арапов, Д.Ю., Бобровников, В.О. и др. (ред.) Полвека в Туркестане. В.П. Наливкин: биография, документы, труды (с. 17–63). М.: Издательский дом Марджани.
15. Ал-Алкадари ад-Дагистани, Хасан-афанди (1912). Джираб ал-Мамнун. Темир-ХанШура: ал-Матба‘а ал-исламийа ли-Мухаммад-Мирза Мавраев.
16. Аликберов, А.К. (2006). ад-Дарбанди. Прозоров С.М. (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи (с. 126–129). М.: Восточная литература.
17. Аликберов, А.К. (2006). Баб ал-абваб. Прозоров С.М. (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи (с. 45–49). М.: Восточная литература.
18. Аликберов, А.К. (2006). Дарпуш. Прозоров С.М. (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи (с. 130–131). М.: Восточная литература.
19. Аликберов, А.К. (2006). Кырхляр. Прозоров С.М. (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи (с. 235–237). М.: Восточная литература.
20. Аликберов, А.К. (2006). Северный Кавказ. Прозоров С.М. (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи (с. 353–361). М.: Восточная литература.
21. Атнашев, Т., Велижев, М. (2019). Микроистория и проблема доказательства в гуманитарных науках. Новое литературное обозрение, 160(6), 83–121.
22. Бартольд, В.В. (1977). История изучения ислама в Европе и России. Бартольд В.В. Сочинения. Т. IX. Работы по истории востоковедения (с. 207–208). М.: Наука.
23. Басилов, В.Н. (1970). Культ святых в исламе. М.: Мысль.
24. Бессмертная, О.Ю. (2000). Христиане-европейцы в представлениях мусульман Хаусаленда: Культурные стратегии конструирования «другого», начало ХХ века. Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук, РГГУ. Москва.
25. Бессмертная, О.Ю. (2019). Понимание истории и идентичность автора в возражениях Атауллы Баязитова Эрнесту Ренану. Islamology, 9(1–2), 54–82.
26. Бобровников, В.О. (2002). Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М.: Восточная литература.
27. Бобровников, В.О., Каяев, М.И. (2020). ‘Али ал-Гумуки (Каяев) как историк мусульманских народов Кавказа. Ислам в современном мире, 3, 119–143.
28. Божественные чудеса. Наука и факты свидетельствуют, что «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха» (2006). Махачкала: Ихлас. 3-е изд.
29. Гольдциер, И. (1938). Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М.: ГАИЗ. Демидов, С.М. (1976) Туркменские овляды. Ашхабад: Ылым.
30. Демидов, С.М. (1978). Суфизм в Туркмении. Ашхабад: Ылым.
31. Демидов, С.М. (1988). Легенды и правда о «святых местах». Ашхабад: Ылым. Ибрагим, Т.К., Ефремова, Н.В. (2009). Жизнь пророка Мухаммада. М.: Ладомир. Ибрагим, Т.К., Ефремова, Н.В. (2012). Священная история согласно Корану. М.: Эксмо.
32. Кемпер, М. (2008). Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане: исламский дискурс под русским господством / Пер. с нем. И. Гилязова. Казань: Российский исламский ун-т.
33. Керимов, Г.М. (1978). Шариат и его социальная сущность. М.: Наука.
34. Керимов, Г.М. (2016). Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. СПб.: Диля.
35. Мухаммед, Б. (1991). Намаз. М.: Сантлада.
36. Наврузов, А.Р., Шихалиев, Ш.Ш. (2018). Из истории жизни и творчества Али Каяева и Сайфулла-кади Башларова: документы и материалы (с. 14). Махачкала: Rizo-Press.
37. Сартори, П., Шаблей, П. (2019). Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи. М.: НЛО.
38. Снесарев, Г.П. (1969). Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука.
39. Снесарев, Г.П. (1983). Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука.
40. Шнирельман,В.,Рагозина,С. (2020).#1.Протоколысионскихмудрецови жидомасонский заговор: как зарождались антисемитские мифы? Подкаст «Политвосток». https://soundcloud.com/user-515071090/1-protokoly-sionskikh-mudretsov-i-zhidomasonskiyzagovor-kak-zarozhdalis-antisemitskie-mify.
Рецензия
Для цитирования:
Круглый стол «Быть мусульманином в России: контексты, теории и методы изучения мусульманской идентичности». Islamology. 2020;10(2):142-179. https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.10
For citation:
Roundtable “Being a Muslim in Russia: Contexts, Theories, and Methods of Studying Muslim Identity”. Islamology. 2020;10(2):142-179. (In Russ.) https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.10