Preview

Islamology

Расширенный поиск

Круглый стол «Быть мусульманином в России: контексты, теории и методы изучения мусульманской идентичности»

https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.10

Аннотация

Главный вопрос этого мероприятия может показаться чрезвычайно общим, но от того, на наш взгляд, он не становится менее актуальным и значимым: как изучать ислам и мусульман в России? Часто складывается впечатление, что едва ли вообще можно говорить о сообществе исследователей ислама как таковом: например, антропологи религии могут не пересекаться со специалистами по средневековой мусульманской литературе в исследовательском пространстве, в то время как и те, и другие изучают различные аспекты исламской традиции. Однако усложнение коммуникационных процессов и появление новых контекстов трансформируют не только религиозную действительность и идентичность мусульман, но и подходы к их изучению. И классических подходов в лоне востоковедной науки явно недостаточно: исследователи все чаще обращаются к инструментарию социологии, политологии, исследований масс-медиа и так далее. Основная цель данного мероприятия состояла в попытке инициировать междисциплинарную дискуссию об осмыслении текущего опыта и перспективах современной науки об исламе.

Об авторе

статья Редакционная

Россия


Список литературы

1. Ahmed, Sh. (2015). What is Islam? The Importance of Being Islamic. Princeton University Press.

2. Bobrovnikov, V. (2020). Inventing a New Legal Tradition: the Discourse of ‘Traditional Islam’ in Post-Communist Dagestan. In R. Bekkin (ed.). The Concept of ‘Traditional Islam’ in Modern Islamic Discourse in Russia (pp. 243-250). Sarajevo: Center for Advanced Studies.

3. Bustanov, A., Kemper, M. (2013). Valiulla Iakupov’s Tatar Islamic Traditionalism. Asiatische Studien / Études Asiatiques, 67(3), 809-835.

4. Garaev, D. (2017). Jihad as Passionarity: Said Buriatskii and Lev Gumilev. Islam and Christian-Muslim Relations, 28(2), 209-213.

5. Geertz, С. (1973). Thick Descriptions Toward an Interpretive Theory of Culture, In The interpretation of culture (pp. 3-30). N.Y.: Basic book.

6. Hallaq, W. (2018). Restating Orientalism: A Critique of Modern Knowledge. New York: Columbia University Press.

7. Kalinovsky, A., Bobrovnikov, V. (2021). Fazliddin Muhammadiev’s Journey to the ‘Other World’. The History of a Cold War ajjnāma. Die Welt des Islams (in print).

8. Kotkin, S. (1995). Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. University of California. Said, E.W. (2003). Orientalism. London: Penguin books.

9. Sartori, P. (2019). Of Saints, Shrines, and Tractors: Untangling the Meaning of Islam in Soviet Central Asia. Journal of Islamic Studies, 30(3), 367-405.

10. Schielke, S. (2012). Being a Nonbeliever in a Time of Islamic Revival: Trajectories of Doubt and Certainty in Contemporary Egypt. International Journal of Middle East Studies, 44(2), 301-320.

11. Sibgatullina, G., Kemper, M. (2017). Between Salafism and Eurasianism: Geidar Dzhemal and the Islamic Revolution in Russia. Islam and Christian-Muslim Relations, 28(2), 219-236.

12. Tasar, E. (2020). Mantra: a Review Essay on Islam in Soviet Central Asia. Journal of the Economic and Social History of the Orient, 63(3), 389-433.

13. Tuna, M. (2015). Imperial Russia’s Muslims: Islam, Empire and European Modernity, 1788-1914. Cambridge: Cambridge University Press.

14. Абашин, С. (2015). В.П. Наливкин: «…будет то, что неизбежно должно быть; и то, что неизбежно должно быть, уже не может не быть…». Абашин, С.Н., Арапов, Д.Ю., Бобровников, В.О. и др. (ред.) Полвека в Туркестане. В.П. Наливкин: биография, документы, труды (с. 17–63). М.: Издательский дом Марджани.

15. Ал-Алкадари ад-Дагистани, Хасан-афанди (1912). Джираб ал-Мамнун. Темир-ХанШура: ал-Матба‘а ал-исламийа ли-Мухаммад-Мирза Мавраев.

16. Аликберов, А.К. (2006). ад-Дарбанди. Прозоров С.М. (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи (с. 126–129). М.: Восточная литература.

17. Аликберов, А.К. (2006). Баб ал-абваб. Прозоров С.М. (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи (с. 45–49). М.: Восточная литература.

18. Аликберов, А.К. (2006). Дарпуш. Прозоров С.М. (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи (с. 130–131). М.: Восточная литература.

19. Аликберов, А.К. (2006). Кырхляр. Прозоров С.М. (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи (с. 235–237). М.: Восточная литература.

20. Аликберов, А.К. (2006). Северный Кавказ. Прозоров С.М. (ред.) Ислам на территории бывшей Российской империи (с. 353–361). М.: Восточная литература.

21. Атнашев, Т., Велижев, М. (2019). Микроистория и проблема доказательства в гуманитарных науках. Новое литературное обозрение, 160(6), 83–121.

22. Бартольд, В.В. (1977). История изучения ислама в Европе и России. Бартольд В.В. Сочинения. Т. IX. Работы по истории востоковедения (с. 207–208). М.: Наука.

23. Басилов, В.Н. (1970). Культ святых в исламе. М.: Мысль.

24. Бессмертная, О.Ю. (2000). Христиане-европейцы в представлениях мусульман Хаусаленда: Культурные стратегии конструирования «другого», начало ХХ века. Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук, РГГУ. Москва.

25. Бессмертная, О.Ю. (2019). Понимание истории и идентичность автора в возражениях Атауллы Баязитова Эрнесту Ренану. Islamology, 9(1–2), 54–82.

26. Бобровников, В.О. (2002). Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М.: Восточная литература.

27. Бобровников, В.О., Каяев, М.И. (2020). ‘Али ал-Гумуки (Каяев) как историк мусульманских народов Кавказа. Ислам в современном мире, 3, 119–143.

28. Божественные чудеса. Наука и факты свидетельствуют, что «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха» (2006). Махачкала: Ихлас. 3-е изд.

29. Гольдциер, И. (1938). Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М.: ГАИЗ. Демидов, С.М. (1976) Туркменские овляды. Ашхабад: Ылым.

30. Демидов, С.М. (1978). Суфизм в Туркмении. Ашхабад: Ылым.

31. Демидов, С.М. (1988). Легенды и правда о «святых местах». Ашхабад: Ылым. Ибрагим, Т.К., Ефремова, Н.В. (2009). Жизнь пророка Мухаммада. М.: Ладомир. Ибрагим, Т.К., Ефремова, Н.В. (2012). Священная история согласно Корану. М.: Эксмо.

32. Кемпер, М. (2008). Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане: исламский дискурс под русским господством / Пер. с нем. И. Гилязова. Казань: Российский исламский ун-т.

33. Керимов, Г.М. (1978). Шариат и его социальная сущность. М.: Наука.

34. Керимов, Г.М. (2016). Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. СПб.: Диля.

35. Мухаммед, Б. (1991). Намаз. М.: Сантлада.

36. Наврузов, А.Р., Шихалиев, Ш.Ш. (2018). Из истории жизни и творчества Али Каяева и Сайфулла-кади Башларова: документы и материалы (с. 14). Махачкала: Rizo-Press.

37. Сартори, П., Шаблей, П. (2019). Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи. М.: НЛО.

38. Снесарев, Г.П. (1969). Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука.

39. Снесарев, Г.П. (1983). Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука.

40. Шнирельман,В.,Рагозина,С. (2020).#1.Протоколысионскихмудрецови жидомасонский заговор: как зарождались антисемитские мифы? Подкаст «Политвосток». https://soundcloud.com/user-515071090/1-protokoly-sionskikh-mudretsov-i-zhidomasonskiyzagovor-kak-zarozhdalis-antisemitskie-mify.


Рецензия

Для цитирования:


Круглый стол «Быть мусульманином в России: контексты, теории и методы изучения мусульманской идентичности». Islamology. 2020;10(2):142-179. https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.10

For citation:


  Roundtable “Being a Muslim in Russia: Contexts, Theories, and Methods of Studying Muslim Identity”. Islamology. 2020;10(2):142-179. (In Russ.) https://doi.org/10.24848/islmlg.10.2.10

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)