Гендерные и сексуальные права в раннем исламе
https://doi.org/10.24848/islmlg.11.1.03
Аннотация
Когда ранние исламские юристы излагали законы о браке, произошла кодификация гендерной модели супружеских прав и обязанностей, которая наделила мужчин бóльшими привилегиями, нежели женщин. Аналогичное развитие произошло и в отношении сексуальных прав, поскольку идея сексуального удовлетворения женщин получила лишь второстепенное значение. Специалисты этого периода исламской истории утверждают, что гендерные идеологии, преобладавшие в раннем аббасидском обществе, которые позволили андроцентрическое определение ислама, следует рассматривать как главную причину создания такого неравенства в системе института брака. Однако гендерные идеологии Аббасидов, вопреки распространенным представлениям, не были однородными. Данная статья обсуждает две основные тенденции в понимании женской сексуальности, существовавшие в ранний период Аббасидской империи. Первая, андроцентрическая, тенденция преследует в первую очередь обеспечение сексуального удовлетворения мужчин. Эта тенденция была противоположна другому подходу, который в большей мере учитывал потребности женщин. Этот подход развивался в ряде литературных жанров, включая медицинскую, популярную, просветительскую литературу и труды по этике. Такого рода работы подчеркивали важность женского сексуального здоровья и продвигали идею женского удовольствия как необходимого элемента крепкого брака и супружеского счастья. Как видно из источников, проанализированных в данной статье, некоторые аспекты этого более благоприятного для женщин подхода к сексуальности были приняты во внимание в более поздних юридических заключениях, направленных на исправление явных ситуаций неравенства в социальном институте брака.
Список литературы
1. Abbott, N. (1946). Two Queens of Baghdad: Mother and Wife of HƗrnjn al-RashƯd. Chicago: University of Chicago.
2. Abnj YaޏlƗ al-MawৡilƯ, A. (1989). Musnad. Vol. 7. ণ. SalƯm Asad (ed.). Damascus: DƗr al-ma ގmnjn.
3. Ahmed, L. (1992). Women and Gender in Islam: Historical Roots of a Modern Debate. New Haven: Yale University Press.
4. Ali, K. (2010). Marriage and Slavery in Early Islam. Cambridge: Harvard University Press.
5. al-ޏAyyƗshƯ, M. (1992). al-TafsƯr. Vol. 1. Qum: DƗr al-QurތƗn al-karƯm.
6. Azam, H. (2015). Sexual Violation in Islamic Law. New York: Cambridge University Press.
7. Bauer, K. (2007). Room for Interpretation: QurގƗnic Exegesis and Gender. PhD dissertation. Princeton: Princeton University.
8. Biale, R. (1984). Women and Jewish Law: The Essential Texts, Their History, and Their Relevance for Today. New York: Schocken Books.
9. Boyarin, D. (1993). Carnal Israel: Reading Sex in Talmudic Culture. Berkeley: University of California Press.
10. Dhand, A. (2008). Woman as Fire, Woman as Sage: Sexual Ideology in the MahƗbhƗrata. Albany: State University of New York Press.
11. al-GhazƗlƯ, M. (1957). IhyƗҴ ulnjm al-dƯn. Vol 2. B. Tabana (ed.). Cairo: DƗr iতyƗ al-kutub alޏarabiyya.
12. Ibn ޏAdƯ, A. (n.d). al-KƗmil fƯ ڲuҵafƗҴ al-rijƗl. Vol. 6. Beirut: DƗr al-kutub al-ޏilmiyya.
13. Ibn ণabƯb, A. (1992). KitƗb al-ghƗya wa-l-nihƗya aw adab al-nisƗҴ. A.-M. TurkƯ (ed.). Tunis: DƗr al-gharb al-islƗmƯ.
14. Ibn al-NadƯm, M. (2014). KitƗb al-fihrist. 2nd edition. A. FuގƗd Sayyid (ed.). London: al-FurqƗn Islamic Heritage Foundation.
15. Ibn Naৡr, A. (2019). JawƗmiҵ al-ladhdha. ޏA. al-SnjdƗnƯ (ed.). Beirut: DƗr al-rƗfidayn.
16. Ibn QudƗma, M. (1997). al-MughnƯ. Vol. 10. ޏA. al-TurkƯ and ޏA. al-ণilnj (eds.). Riyad: DƗrޏ Ɨlam al-kutub.
17. Ibn Qutayba, A. (1930). ‘Uynjn al-akhbƗr. Vol. 4. Cairo: DƗr al-kutub al-miৡriyya.
18. Ibn SulaymƗn, M. (1975). TafsƯr. Vol. 1. ޏA. ShiতƗta (ed.). Cairo: al-Hay`at al-miৡriyyat alޏƗmma li-l-kitab.
19. al-KƗsƗnƯ. (2003). BadƗҴiҵ al-܇anƗҴiҵ fƯ tartƯb al-sharƗҴiҵ.Vol. 2. ޏA. Muޏawwaঌ and ޏƖ. alMawjnjd (eds.). Beirut: DƗr al-kutub al-ޏilmiyya.
20. al-KulaynƯ, M. (1981). KitƗb al-kƗfƯ: al-furnjҵ min al-kƗfƯ. Vol. 5. Beirut: DƗr al-ৡaދb.
21. Mernissi, F. (1996). Women’s Rebellion and Islamic Memory. London: Zed Books.
22. Motzki, H. (2002). The Origins of Islamic Jurisprudence: Meccan Fiqh Before the Classical Schools. M. Katz (Trans.). Leiden: Brill.
23. Myrne, P. (2010). Narrative, Gender and Authority in ‘AbbƗsid Literature on Women. Gothenburg: Acta Universitatis Gothoburgensis.
24. Myrne, P. (2018). Women and Men in al-Suynj৬Ư’s Guides to Sex and Marriage. Mamluk Studies Review, (21), 47-67.
25. Myrne, P. (2020). Female Sexuality in the Early Medieval Islamic World. London: I.B. Tauris.
26. Rustomji, N. (2009). The Garden and the Fire: Heaven and Hell in Islamic Culture. New York: Columbia University Press.
27. al-ৡanޏƗnƯ, ޏA. (1970). Mu܇annaf. Vol. 6. ণ. al-RaতmƗn al-AޏamƯ (ed.). Johannesburg: Majlis .ilmƯ
28. al-ShƯrƗzƯ, I. (1992). al-Muhadhdhab fƯ al-fiqh al-imƗm al-ShƗfiҵƯ. Vol. 4. M. al-ZuতaylƯ (ed.). Damascus: DƗr al-qalam.
29. al-Suynj৬Ư, J. (2003). al-Durr al-manthnjr fƯ al-tafsƯr bi-l-maҴthnjr. Vol. 2. ޏA. al-TurkƯ (ed.). Cairo: Markaz al-ণajr.
30. al-৫abarƯ, M. (2001). TafsƯr al-ܑabarƯ: JƗmiҵ al-bayƗn ҵan taҴwƯl al-QurҵƗn. Vol. 22. ޏA. al-Turki (ed.). Cairo: DƗr Hujr.
Рецензия
Для цитирования:
Мюрне П. Гендерные и сексуальные права в раннем исламе. Islamology. 2021;11(1):24-37. https://doi.org/10.24848/islmlg.11.1.03
For citation:
Myrne P. Gender and Sexual Rights in Early Islam. Islamology. 2021;11(1):24-37. https://doi.org/10.24848/islmlg.11.1.03