Preview

Islamology

Расширенный поиск

Гендерное измерение халяля: женское тело и родовспоможение в платных медицинских услугах для мусульман в Республике Татарстан

https://doi.org/10.24848/islmlg.11.1.05

Аннотация

Данная статья посвящена появлению поля медицинских услуг для мусульман на примере Республики Татарстан. В качестве одного из главных принципов мусульманской биоэтики рассматривается гендерная специфика социальных взаимодействий, в частности взаимодействий между врачами и пациентами. Одним из инструментов продвижения медицинских услуг для мусульман становится религиозная сертификация. На основе интервью с экспертами, врачами и пациентамимусульманами, а также анализа нормативных документов делается вывод о том, что основным свойством регламентирующих сертификацию правил является гибридизация религии и биомедицины. Как пример медицинской услуги для мусульман представлена услуга «халяльные роды», сочетающая в себе коммерциализацию религиозности и оплачиваемую заботу о пациентках-мусульманках на основе их гендерного, религиозного и классового статуса.

Об авторе

М. В. Вятчина
Университет Тарту (Эстония)
Эстония

Мария Васильевна Вятчина, аспирантка



Список литературы

1. АИР РТ (2019). В Татарстане запускают программы по развитию и популяризации концепции халяльного образа жизни Halal Life Style. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, 24 декабря. Режим доступа http://tida.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1642898.htm.

2. Антонов, К. (2016). Халяль в белых халатах. Коммерсант, 13 июля. Режим доступа https://www.kommersant.ru/doc/3036966.

3. Бердышева E. (2012). «Здоровье не купишь»: о противоречиях маркетизации жизненно важных благ на примере рынка стоматологических услуг в Москве. Laboratorium. Журнал социальных исследований, 4(2), 91–114. Всероссийская перепись населения 2010 года. Режим доступа https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html.

4. Гараева, А.М. (2017). Предпринимательство Республики Татарстан в условиях исламского возрождения: проблемы и преимущества (по материалам экспертного опроса). Теоретическая и прикладная экономика, (3), 120–134.

5. E-Ислам (2009). Учрежден медицинский отдел ДУМ Татарстана. E-Islam, 10 декабря. Режим доступа http://www.e-islam.ru/newsall/news/?ID=1855.

6. Кукса, Т.Л. (2021). Доульское сопровождение родов: генезис, дискурсы и практики эмоциональной и физической немедицинской заботы. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3, 226–249.

7. Кусанова, Д. (2021). Индустрия халал в Республике Татарстан. Ислам в современном мире, 17(1), 159–176.

8. Рагозина, С. (2018). ‹Тело больше не принадлежит Аллаху?› Исламская биоэтика: от роговиц неверных до клонирования праведников. Археология русской смерти, 6, 30–51.

9. Романов, Д. (2015). Будем лечиться по шариату. Комсомольская правда, 14 октября. Режим доступа https://www.kazan.kp.ru/daily/26446.4/3315967/.

10. Сохбет (2019). Здоровье тела и души. Sohbet, 23 декабря. Режим доступа https://sohbet.media/2019-12-zdorove-tela-i-dushi/.

11. Тагибов, М. (2018). Практики оценивания морально нагруженных товаров: на примере рынка халяльной продукции в России. Магистерская диссертация, Высшая Школа Экономики, Москва.

12. Темкина, А.А. (2016). Оплачиваемая забота и безопасность: что продается и покупается в родильных домах? Социология власти, 28(1), 76–106.

13. Abdul Aziz, N., Ibrahim, I., Abdul Raof, N., Abdullah, R., Yahaya, N. A., & Ahmad, N. (2017). Humanising childbirth for Muslim Women: Сall for a Shariah Compliant Guideline. Journal of Contemporary Islamic Studies, 3(2), 17–36.

14. Atighetchi, D. (2007). Islamic Bioethics: Problems and Perspectives. Dordrecht: Springer. Ayubi, Z. M. (2019). Gendered Morality. New York: Columbia University Press.

15. Benussi, M. (2021). Living Halal in the Volga Region: Lifestyle and Civil Society Opportunities. In A.U. Yakin & L.-L. Christians (eds), Rethinking Halal (pp. 265–293). Leiden: Brill. Borozdina, E., & Novkunskaya, A. (2020). Patient-centered Care in Russian Maternity Hospitals: Introducing a New Approach Through Professionals’ Agency. Health, June. doi.org/10.1177/1363459320925871.

16. Darko, N. (2021). Engaging Black and Minority Ethnic Groups in Health Research: ‘Hard to Reach’? Demystifying the Misconceptions. Bristol: Bristol University Press, Policy Press.

17. Faller, H. M. (2011). Nation, Language, Islam: Tatarstan’s Sovereignty Movement. Budapest: Central European University Press.

18. Firdous, T., Darwin, Z., & Hassan, S. M. (2020). Muslim Women’s Experiences of Maternity Services in the UK: Qualitative Systematic Review and Thematic Synthesis. BMC Pregnancy and Childbirth, 20(1), 1–10.

19. Flick, U. (2018). An Introduction to Qualitative Research. London: Sage.

20. Hasnain, M., Connell, K. J., Menon, U., & Tranmer, P. A. (2011). Patient-Centered Care for Muslim Women: Provider and Patient Perspectives. Journal of Women’s Health, 20(1), 73–83.

21. Hughes Rinker, C. (2015). Creating Neoliberal Citizens in Morocco: Reproductive Health, Development Policy, and Popular Islamic Beliefs. Medical Anthropology, 34(3), 226–242.

22. Kasstan, B. (2019). Making Bodies Kosher: The Politics of Reproduction Among Haredi Jews in England. New York, Oxford: Berghahn Books.

23. Leininger, M. (1995). Overview of Leininger’s Culture Care Theory. In M. Leininger & M. R. McFarland (eds.), Transcultural Nursing: Concepts, Theories, Research and Practices (2nd ed., pp. 93–111). New York: McGraw-Hill.

24. Mead, N., & Bower, P. (2000). Patient-centredness: A Conceptual Framework and Review of the Empirical Literature. Social Science & Medicine, 51(7), 1087–1110.

25. Serrano, S. (2020). Bacon or Beef? ‘Fake’ Halal Scandals in the Russian Federation: Consolidating Halal Norms Through Secular Courts. Sociology of Islam, 8(3–4), 387–408.

26. Tackett, S., Young, J. H., Putman, S., Wiener, C., Deruggiero, K., & Bayram, J. D. (2018). Barriers to Healthcare Among Muslim Women: A Narrative Review of the Literature. Women’s Studies International Forum, 69, 190–194.

27. Temkina, A., & Rivkin-Fish, M. (2020). Creating Health Care Consumers: The Negotiation of Un/oWcial Payments, Power and Trust in Russian Maternity Care. Social Theory & Health, 18(4), 340–357.

28. Van Waarden, F., & Van Dalen, R. (2013). Halal and the Moral Construction of Quality: How Religious Norms Turn a Mass Product Into a Singularity. In J. Beckert and Ch. Musselin (eds.), Constructing Quality: The Classification of Goods in Markets (pp. 197–222). Oxford: Oxford University Press.

29. Yusupova, G. (2016). The Islamic Representation of Tatarstan as an Answer to the Equalisation of the Russian Regions. Nationalities Papers, 44(1), 38–54.

30. Zelizer, V. (1979). Morals and Markets: The Development of Life Insurance in the United States. New York: Columbia University Press.


Рецензия

Для цитирования:


Вятчина М.В. Гендерное измерение халяля: женское тело и родовспоможение в платных медицинских услугах для мусульман в Республике Татарстан. Islamology. 2021;11(1):62-78. https://doi.org/10.24848/islmlg.11.1.05

For citation:


Vyatchina M. A Halal Perspective on Gender: Birth-giving and Female Body in Paid Health Care Options for Muslims in the Republic of Tatarstan. Islamology. 2021;11(1):62-78. (In Russ.) https://doi.org/10.24848/islmlg.11.1.05

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0000-0000 (Print)
ISSN 0000-0000 (Online)